Наиболее существенный рост ставок зафиксирован на Дальнем Востоке. За последний год, с декабря 2020-го, ставка на перевозку из Амурской области возросла на 154%, из Забайкальского края – на 114%, из Приморского края – на 97%, а из Хабаровского края – на 71%. Автоперевозка из Москвы в Санкт-Петербург за последний год подорожала на 33%, а в некоторые пиковые периоды рост ставок доходил до 45%.
Спрос на грузоперевозки рос не плавно, а скачками, что привело к сильнейшей волатильности на рынке – то компании не могли найти груз, то вынужденно отказывали потоку клиентов. Быстро расширить свой парк, исходя из декларируемых потребностей партнеров, было сложно: рынок столкнулся с серьезной нехваткой коммерческих машин на фоне проблем с поставками комплектующих. Естественно, взлетели и цены на новые авто. Средний чек по отдельным позициям увеличился на 30%. И участники рынка ожидают, что такая ситуация с продажами сохранится не менее чем до середины 2022 года. Нас может ждать еще и подорожание примерно на 15%.
Также в 2021 году участники рынка столкнулись с острым дефицитом водителей-дальнобойщиков: не заполнено более 20% вакансий – таковы данные Международного союза автотранспорта. Дефицит кадров вынудил грузоперевозчиков повышать заработную плату, а следовательно, и стоимость своих услуг. Нельзя не упомянуть и рост цен на топливо: по некоторым оценкам, за год топливо в среднем подорожало на 20%. Кстати, с начала следующего года вырастет и размер акциза на бензин – на 6,8%.
Мы с надеждой смотрим в будущее и надеемся, что рынок грузоперевозок восстановится до допандемийного уровня в 2022 году, причем ставки советуем делать на вторую половину года. Однако даже восстановление грузооборота не снимет острые вопросы возросшей себестоимости перевозки, а значит, и ставкам не суждено упасть. Кроме того, маркетплейсы, которые в 2021 году сформировали основную массу грузовой базы автоперевозчиков, активно развивают собственные логистические мощности, а значит, спрос вновь может стать волатильным, зависящим от сезонности и уровня конкуренции на рынке. Тогда провальные месяцы перевозчикам придется возмещать за счет высокой средней стоимости отправки. Боюсь, в следующем году рынку вновь придется справляться с ростом затрат на логистику.
Автор: Сергей Московченко, президент Объединенной ассоциации перевозчиков
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.