Все началось с мифа про фантастическую рентабельность бизнеса и теневые миллиарды, которые вращаются в перевозках и их необходимо оттуда забрать. Да-да, сейчас можно смеяться, но именно в плену этого заблуждения и принималась первая версия 220-ФЗ с одной стороны и под давлением определенного бизнеса обещающего платить в бюджет много денег. Далее миф меняется, в отрасль пришли реформаторы новой волны, которые тоже пожелали поучаствовать в освоении федеральных и иных бюджетных денег. Появился миф про фантастическую убыточность перевозок, брутто-контракты, дублирующие маршруты, социальную составляющую, которая в этой истории – не более как механизм для обоснования новых вливаний денег в отрасль.
В сегодняшних реалиях есть попытки регулировать финансовыми инструментами то, в чем многие из этих регулировщиков мало понимают. Увы, сегодня, по большей части, – это исключительно бизнес, который использует «социальную составляющую» как механизм возможного увеличения своей доходности за счет бюджетов разного уровня. При этом весь новоформатный транспортный бизнес держится исключительно на механизмах бюджетного субсидирования. И чем крупнее бизнес, тем солиднее гарантии и дотации. Электротранспорт это тоже «бизнес», но с очень высоким порогом входа. Для привлечения инвестора в электротранспорт изобрели извращенный до неузнаваемости механизм концессии. Для привлечения инвесторов в пассажирские автобусные перевозки механизм попроще – гарантии брутто-контракта.
Но к социальной составляющей пассажирские перевозки вернутся, если не платить бизнесу за то, что он пытается сам управлять собой, а функции реального управления, регулирования и принятия решений вернутся государству. Необходимо не печатание законов на «бешеном» принтере и распределение денег, а именно управление. А для этого необходимо возрождать или скорее даже создавать по-новой все институции.