+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.06.2021 11:30:00
Авто / Мнения
РЖД-Партнер

Отраслевая кадровая политика, или Где искать водителей?

У транспортного бизнеса – три ключевых элемента: груз, транспорт и водитель. Все больше транспортных компаний отмечают наметившийся и развивающийся дефицит кадров, прежде всего водителей.
Отраслевая кадровая политика, или Где искать водителей?
Мы вступаем в эпоху настоящей битвы за персонал. Массовый подбор уступает место персонализации и продюсированию соискателей.

Конечно, какое-то время все будут убеждать себя в том, что все пройдет и приток кадров каким-то волшебным образом возобновится. Конечно, какое-то время все будут увольнять рекрутеров и убеждать себя в том, что «вот у других-то получается».

Не получается ни у кого.

Отрасли нужны общие решения. В одиночку с этим кризисом уже не справиться. И дело не только в уровне дохода. Дело в самой профессии и назревшем в ней институциональном кризисе. В чем он выражается?

Во-первых, кризис сообщества. Российское общество и так достаточно атомизировано, а уж дальнобойщику, который всю рабочую жизнь проводит один и в пути, очевидно, сложно искать круг общения, тем более профессионального. Во всем мире ассоциации профессионалов или клубы – это места общения, обмена опытом. У нас все это просто закатано под асфальт. Роль сообществ совсем не в том, чтобы хорошо проводить время. Именно сообщества формируют новые стандарты работы, создают среду для передачи традиций и ритуалов, являются средой обмена опытом.

Во-вторых, образцы и лидеры. Без осознанной демонстрации обществу доказательств успешности той или иной карьеры мы никогда не добьемся притока новых молодых кадров. В чем интерес – стать водителем? Какие есть перспективы в этой профессии? Кто является олицетворением и образцом успешной карьеры в этой профессии? Каковы социальная значимость и уважение в обществе к ее представителям?

Водителей в стране – 10 млн человек. Просто произнесите про себя эту цифру и сравните с количеством работающего населения.

В-третьих, образование. Как устроено водительское мастерство? Какие есть общеотраслевые стандарты и требования к квалификации водителей? Какие межкорпоративные соревнования проводятся? Насколько прозрачно и мотивировано собственное профессиональное развитие? Что дает водителю ДОПОГ? Какие карьерные перспективы открывает самозанятость? Мы имеем разбалансированную кучку образовательных учреждений, не связанных и не встроенных в общую систему транспортного образования. Передача профильных отраслевых техникумов в ведение региональных органов образования только усугубила разрыв между профессиональными пространствами логистики и собственно операциями водителя.

С другой стороны, у транспортных компаний по отдельности просто нет средств на создание отдельных корпоративных учебных центров, действующих в логике единых требований и стандартов.

В-четвертых, медиа. Сколько Вы можете назвать профессиональных СМИ, ориентированных на профессионального водителя? Не на любителя, который собирается купить машину; не на крупных рекламных клиентов, которым нужны комплексные логистические услуги. А на настоящих профессионалов, жизнь которых освещалась бы ярко и интересно на различных каналах и в форматах – от YouTube до Instagram.

Одновременно надо совместно выступать против порочной практики включения водителей в список «умирающих» профессий. Помимо того, что это просто безграмотно, это уже сегодня наносит непоправимый вред имиджу уважаемого дела. В США, у которых зависимость экономики от автотранспорта существенно выше, уже придумали, чем занять армию водителей после внедрения беспилотников, – они все легко смогут стать операторами дронов. Вот о таких перспективах надо рассказывать водителям, а не о том, что их всех заменят роботы.

В-пятых, государственное регулирование. В утвержденной в феврале 2021 года концепции подготовки кадров для транспортной области нет слова «водитель». Просто представьте наш кадровый состав: все есть – и IT, и HR, и логисты, – а водителей нет.

Прекрасный пример уровня внимания и понимания кадровых проблем нашими государственными органами и чиновниками. Пусть хоть перевод правил дорожного движения на языки мира заложат в бюджет, так как скоро нам всем это явно пригодится.
Евросоюз уже сегодня финансирует и компенсирует компаниям затраты на оформление иностранной рабочей силы, координирует меры общей политики и минимизации государственных барьеров при оформлении виз и допусков. Молодые водители СНГ стремительно уезжают транзитом через Прибалтику в Германию, колесят по чужим дорогам, где их ценят и уважают.

В-шестых, это научно-исследовательская работа. Категорически мало консалтинговых, научных организаций, которые всерьез думают о труде водителя и уважении к его результатам. Проверки медиков, проверки техников, проверки ГИБДД, видеонаблюдение и штрафы. Общество и государство наращивают транзакционный контроль, не особенно задумываясь над последствиями. Но контроль как таковой не добавляет водителю уважения, видеонаблюдение – внимательности, медицинская проверка – здоровья. Слишком много защиты от водителя и мало защиты самого водителя.

В-седьмых, выставки и мероприятия. Много ли Вы назовете мероприятий для водителей-дальнобойщиков? Таких, чтобы ежегодно в одно и то же время. Таких, чтобы хотя бы лет пять никуда не переносились и не зависели от смены очередных чиновников. Независимого и честного шоу для профессионалов. С конференцией и мастер-классами. С шоу траков и хорошим настроением. Нет пространства – нет общения. На рации и Instagram далеко не уедешь.

Отрасли нужна новая кадровая повестка. Формировать ее должны профессионалы, руководители кадровых служб транспортных компаний при участии всех заинтересованных сторон – от представителей образования до объединений работодателей. Эта повестка должна поставить во главу угла именно водителя, искать и предлагать решения, которые позволят водителю уважать свой труд, сохранять уверенность в будущем.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions