Снизить аварийность на дорогах новый нештрафуемый порог вряд ли сможет, поскольку действительно опасные водители все так же смогут обходить ограничения камер контроля скоростного режима. Ведь ранее установленные ограничения их тоже не останавливали. Достаточно вспомнить еще одного печально известного блогера – Эдварда Била, который за 2021 год собрал около 566 нарушений скоростного режима. При этом он так и остался бы незамеченным для общественности и должностных лиц, если бы не попал в серьезное ДТП.
Возможно, снижение нештрафуемого порога имеет под собой намерение создать более безопасную культуру вождения, аналогичную той, которая имеется в европейских государствах. Однако следует учесть, что само возникновение нештрафуемого порога возникло в 2013 году. И на протяжении длительного времени эта идея поддержки не находила. Опять же причины развития такой инициативы поступают лишь в том случае, когда происходит громкий инцидент. Но реагировать именно на такие случаи как минимум неправильно, поскольку подобные изменения все еще носят радикальный характер (ведь на протяжении девяти лет водители психологически приспособились к «правилу» 20 км/ч). Да и законодательные изменения в этой части не учитывают особенности инфраструктуры в регионах, а также будущую нагрузку на приставов.
В первую очередь пересмотр нештрафуемого порога создаст огромный объем работы для должностных лиц, поскольку с принятием такой инициативы появится необходимость пересмотреть организацию дорожного движения во всех городах и регионах России. Несомненно, подобное изменение существенно скажется на эффективности деятельности компетентных должностных лиц.
Во-вторых, судебные приставы столкнутся с высокой нагрузкой в связи с вынесением огромного множества штрафов водителям по новому закону (если он будет принят). Тут следует напомнить, что себестоимость взыскания штрафов составляет около 2 тыс. руб. Если принять новые правила, то окажется, что государству будет дороже «обслужить» штраф, чем получить саму сумму штрафа.
Таким образом, на сегодняшний день идея о снижении нештрафуемого порога в большей мере является популистской и не закрепляется никакими достаточными и объективными основаниями, не имеет под собой никакой научной основы. Насколько мне известно, на данный момент никаких практических исследований по этому вопросу нет, как нет и ясной возможной стратегии последующего межведомственного взаимодействия и изменения в регионах и городах. Кроме того, напрямую такую инициативу не поддерживают даже многие представители органов государственной власти, и для общества вопрос снижения нештрафуемого порога все еще остается очень спорным.
Если имеется необходимость в создании более безопасной культуры вождения в России, то невозможно в столь одностороннем ключе и так радикально принимать рассматриваемые меры, в частности, снижать нештрафуемый порог скоростного режима. Для внедрения подобных инициатив нужен более комплексный и планомерный подход.
Автор: Владислав Ким, общественный деятель, юрист в области защиты бизнеса и граждан
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.