Льготу на тариф пока не отменили
Сегодня на федеральных автотрассах действует льготный тариф – 1,53 руб. за 1 км, пройденный грузовиками массой свыше 12 т. Как недавно проинформировал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, размер этой ставки определен на основе применения понижающего коэффициента 0,41 к установленному ранее размеру платы. А действие этого коэффициента сохранено с 1 марта 2016 года. При этом не уточнялось, на какой именно срок была продлена льгота. Предполагалось, что соответствующее постановление правительства примут в апреле, ответственными за его подготовку назначили Минтранс, Минфин и Минэкономразвития. Представители этих ведомств обсудили предложение сохранить льготу. В Минтрансе и Минэкономразвития склоняются к тому, чтобы оставить тариф в размере 1,53 руб. на 1 км пути. Это поможет стабилизировать финансовое состояние субъектов малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок.
Но это не означало, что коэффициент 0,41 останется на прежнем уровне: его могут проиндексировать. Например, известно, что глава Банка России Эльвира Набиуллина ранее заявляла, что ЦБ оценивает влияние внедрения программы «Платон» на инфляцию на уровне 0,1–0,2%, а по мнению министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, вклад в инфляцию от «Платона» – минимальный.
Правда, при индексации тарифа возникал риск натолкнуться на противодействие А. Дворковича, который сразу заявил, что внедрение «Платона» не должно оказывать негативного влияния на легальный рынок автоперевозок. Таким образом, вопрос заключался в том, сумеют ли представители бизнеса убедить своих оппонентов в том, что угроза негативного влияния на рынок вполне реальна или же их доводы будут проигнорированы.
Тяжкое бремя податей
В конце прошлого года ряд крупных объединений производителей продовольствия и розничной торговли направили письмо премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, в котором предлагалось перевести недавно запущенную систему «Платон» в тестовый режим (без взыскания средств). Кроме того, авторы письма также предлагали отказаться от предоплаты проезда. В противном случае, предупреждали отраслевики, неизбежен рост себестоимости товаров, что приведет к резкому скачку цен на продукты.
По мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, пиковая величина должна была составить 5%. Однако координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко предупредил, что это только первая реакция рынка. Дело в том, что практически любой товар производится по цепочке кооперации. Поэтому в дальнейшем следовало ожидать своего рода мультипликативного эффекта: в каждом из звеньев поставок заложена своя логистика. А значит, за первой волной подорожания неизбежно последуют и другие.
Кроме того, как сообщил вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров, на ценообразование автоперевозок будут оказывать влияние не только расходы на систему «Платон». У автоперевозчиков увеличились цены на топливо, запчасти, предстоит закупка дополнительного бортового оборудования (в частности, с июля требуется заменить аналоговые тахографы на цифровые). «В такой ситуации рассчитывать, что из-за «Платона» ставки подорожают на копейки, чересчур оптимистично. В РФ высока доля неналоговых платежей», – сказал генеральный директор грузового альянса Trofimoff Вадим Дронов.
В итоге, как отметил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, все-таки удалось заморозить тарифы «Платона» до лета 2017 года. «Это было вызвано тем, что тарифы были установлены в результате очень приблизительных расчетов», – отметил он.
Уточним, что в постановлении правительства РФ указано, что до 30 июня 2017-го к размеру платы не будет применяться ежегодная индексация в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен. Однако с 1 июля 2017 года ежегодная индексация может быть применена – из расчета фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015-го.
Действие на вычитание
Лишь во второй половине апреля 2016 года комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила проект поправок в Налоговый кодекс о льготах для малых и средних транспортных компаний, уплачивающих сборы в систему «Платон».
Законопроект предусматривал для предпринимателей малого и среднего бизнеса, работающих с фурами массой более 12 т, учет в транспортном налоге суммы, уплаченной в систему «Платон». Однако действовать эта налоговая преференция будет до 1 января 2019-го.
Предприятия, не относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, имели возможность учесть плату по системе «Платон» в налоге на прибыль организаций. А малый бизнес, использующий упрощенные системы налогообложения, такой возможности лишен. Одобренные комиссией поправки устраняют этот правовой пробел.
Компромиссные решения
Впрочем, напомним: предприниматели просили гораздо большего. Часть этих требований была отклонена. А другие – приняты с оговорками. Например, льготный коэффициент к тарифу за проезд – оставить до 2019 года.
А что касается постоплаты, то предложение было одним, а на деле процедура оказалась несколько иной. Согласно установленным требованиям отсрочка по внесению платы доступна только тем российским перевозчикам, которые зарегистрированы в системе не меньше 2 месяцев подряд, не имеют штрафов и долгов перед «Платоном», а также установили на свои транспортные средства бортовые устройства.
Как сообщили в Росавтодоре, разрешение для перехода на постоплату получили 18,6 тыс. зарегистрированных в системе «Платон» автомобилей массой свыше 12 т. Первые 1070 фур переведены на услугу «отложенный платеж» уже с начала мая. Напомним, что использование механизма постоплаты позволяет перевозчикам вносить плату уже за пройденный километраж автомобиля массой свыше 12 т до последнего дня месяца, следующего за расчетным (а не авансовым платежом).
Остальные пользователи, чье соответствие установленным для получения права на постоплату критериям было подтверждено оператором системы, смогут воспользоваться постоплатой только с 1 июня. При этом в Росавтодоре признали, что существует повышенный спрос со стороны бизнес-сообщества на оформление услуги отложенного платежа.
Всем понятно, что подобные решения – временные и компромиссные. Как будет развиваться ситуация дальше, покажет время. А пока грузовладельцы опасаются заключать долгосрочные контракты с автоперевозчиками.
Александр Солнцев


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 










