– Олег, в этом году было множество транспортных выставок, на которых были представлены инновационные водоробусы. Как Вам инновационный общественный транспорт?
– Я увидел только образцы, собранные на коленке. Большую часть из них даже не заправляли. Хороши ли они? Не знаю. Но сейчас водоробус – это почти электробус, у которого вместо аккумулятора водородная топливная ячейка. И пока инновационный общественный транспорт самостоятельно не может ехать, так как его нечем заправлять. Все водоробусы на выставку тащили на трале, то есть на стенды их отбуксировали. Разве это рабочая техника?
– Когда пассажир увидит водоробусы на улицах пусть не всей России, но хотя бы Москвы?
– Главный вопрос – не когда, а чем заправлять водоробусы? В России заправок водородных не очень много – одна в Черноголовке, другая в Нижнекамске. И ни одна из двух не находится на дорогах общего пользования. То есть обе они на территории заводов. Сделать заправку можно, наверное, но нет нормативов. В Норвегии водородная заправка рванула, так подушки безопасности на автомобилях сработали в радиусе километра, а ударная волна ощущалась в радиусе 20 км.
Ладно, появятся в России нормативы, построят по ним заправки. Но где водород брать? Чистый зеленый водород – очень дорого. Чтобы снизить стоимость, его надо производить и расщеплять на самой заправке. Это самый простой и самый дешевый способ, так как исключаются расходы на транспортировку.
– Позвольте, есть план по производству водорода на Сахалине. Заявляют, что его будет много и его будут даже отправлять на экспорт….
– Но пока нет ни промышленного производства водорода, ни самих стандартов производства, ни технологий для транспортировки. Поймите, транспортировать водород – крайне сложная задача, ведь этот химический элемент даже через металл проходит.
Пока нет расчетов по стоимости производства водорода. Если производить водород из воды, то обойдется это минимум в $80 за 1 кг. И какая тут работающая математика для общественного транспорта? Есть еще один критичный момент. Если чистота водорода ниже 99%, то платиновые элементы, которые входят в комплект водородной топливной ячейки, выходят из строя. И их надо менять. В России эти элементы не производят. Их надо покупать. А стоят они огромных денег, ведь там платина. Да и вообще все комплектующие водоробусов – импортного производства.
– То есть Вы не верите в водоробусы?
– Верю. Но сейчас это больше похоже на политический реверанс: технического описания у водоробусов российского производства нет, да и про саму водородную установку не говорят. Нет данных ни по условиям работы, ни по расходу топлива. У меня вообще есть ощущение, что на выставки привозят электробусы, на которых просто написано Н2.
Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.