+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.12.2021 16:12:03
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Весь транспорт не сможет перейти на экотопливо

Потребность в нефти и нефтепродуктах снижается, это объективная реальность, рассказал РЖД-Партнеру заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России, к. э. н. Игбал Гулиев. Однако потребность в нефти у жителей планеты будет только расти. Потому что нужно думать, где и какой источник энергии использовать.
Весь транспорт не сможет перейти на экотопливо
– Игбал, Евросоюз планирует полностью отказаться от углеводородов уже к 2050 году. Что станет с нефтью, ее перестанут покупать и добывать?

– По прогнозам большинства ведущих энергетических организаций, полный отказ от углеводородов рассматривается исключительно в качестве альтернативного сценария. Базовые же сценарии предполагают стабилизацию спроса на нефть. А энергопотребление будет расти, но покрывать потребности предполагается за счет увеличения потребления природного газа и ВИЭ.

Хочу обратить внимание, активно обсуждаемые сейчас вопросы изменения климата излишне политизированы. И от этой политизированности зависит даже финансовая составляющая энергоперехода. Сейчас дорогостоящую энергию на основе ВИЭ пытаются сравнять по стоимости с ископаемыми энергоносителями путем внедрения трансграничного углеродного регулирования. Кроме того, в альтернативной энергетике замалчиваются проблемы утилизации выработавшего свой срок эксплуатации оборудования, к примеру солнечных и ветровых электростанций.

Еще раз: в мировом масштабе потребление ископаемых углеводородов будет преобладать и после 2050 года. Но это никоим образом не исключает активное развитие возобновляемых источников, как и альтернативной энергетики в целом.

– Правильно ли я понимаю, что Евросоюз не откажется от российской нефти?

– Он может снизить долю нефтепродуктов на транспорте, не применять мазут на ТЭС, но все равно будет продолжать пользоваться продуктами нефтехимии.

– Нефть и в будущем будут использовать в транспортном секторе? Но ведь транспорт переводят на экотопливо.

– Да, в настоящее время основная доля добываемой в мире нефти направляется на обслуживание потребностей транспортной отрасли. И, чтобы снизить долю, транспорт или электрифицируют, или переводят его на водородные топливные элементы. Еще одним перспективным направлением стал перевод на СПГ.

Да, практически все крупные автомобильные концерны выпускают вполне конкурентоспособные модели водородных автомобилей, автобусов и грузовых машин. Для водного транспорта в соответствии с новыми требованиями Marpol использование традиционного судового топлива строго регламентируется по выбросам углерода.

Но давайте будем реалистами: к 2050 году, то есть через три десятилетия, полностью избавиться от углеводородов на транспорте вряд ли удастся. Да, использование нефти на транспорте со временем будет сокращаться, это объективная реальность, но и транспорт меняется, у транспортного сектора имеется большой потенциал сокращения выбросов СО2.

– Но какой энергоноситель в будущем станет главным – нефть или, например, ветрогенерация?

– Трансформирующаяся энергосистема вообще не предполагает доминирования какого-либо одного энергоносителя. На мой взгляд, здравый и осмысленный подход к диверсификации источников энергии изложен в появившейся в науке лет десять назад концепции Energy mix. Принцип ее в следующем: нужно думать, где и какой источник энергии использовать. Не тянуть за сотни километров провода от магистральной ЛЭП, а искать местные источники тепла и света. И в каждой местности будут свои преобладающие источники энергии в зависимости от существующих условий. Использование энергии ветра, солнца, геотермальных ресурсов, биомассы, природного газа, атомной энергии и многих других. Без перекосов в соответствии с генеральной линией в сторону «озеленения». На мой взгляд, это единственная трезвая позиция.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions