– Иван Анатольевич, думаю, Вы нисколько не сомневаетесь в том, что Финляндия построит необходимые для такого проекта дороги. А вот что будет делать Россия?
– Скорее всего, Россия займется многолетним тестированием. На сегодняшний день проект выглядит просто фантастично. Маршрут Хельсинки – Выборг еще можно как-то организовать с трудом, а Хельсинки – СПб – Москва – это очень смелый вариант. Хотелось бы верить в возможности нашего Росавтодора и пожелать ему удачи, но реалии таковы, что в России мало что готово для запуска беспилотников, и за четыре года вряд ли мы это отставание наверстаем.
– Трасса «Скандинавия» на 90% однополосная. Соответственно, как по ней будут ездить такие машины? Означает ли это, что придется расширить дорогу?
– Вряд ли Росавтодор пойдет на расширение «Скандинавии». Это очень дорогое удовольствие. И вообще, беспилотники должны уметь перемещаться не на специальных дорогах, а среди обычных машин. В далеком будущем все машины будут беспилотными, и это упростит ситуацию, исключив непредсказуемый человеческий фактор. Но сейчас этот фактор (в виде самых разных водителей, менталитет которых очень отличается – от законопослушного финского до «безбашенного» российского) однозначно будет препятствовать нормальной работе беспилотников на российских дорогах. К тому же технология беспилотников пока очень осторожно тестируется во всем мире. Вот, например, гигант Uber только что отказался от пилотного проекта по использованию беспилотных автомобилей в Сан-Франциско через неделю после его запуска. Хотя в каждом беспилотнике сидел водитель для подстраховки. Поэтому пока очень сложно прогнозировать как будет развиваться проект беспилотного сообщения РФ – Финляндия.
– Возникает еще ряд вопросов, связанных с тем, что путь между российской столицей и Финляндией довольно долгий. Какова вероятность того, что злоумышленники могут взломать беспилотную фуру, тем самым остановить ее на трассе и расхитить груз? Как обезопаситься от этого? Обречены ли такие перевозки на постоянное сопровождение? Если да, то без людей, получается, в принципе никак не обойтись?
– Возникают вопросы, на которые ответов пока нет. Фуру могут взломать, она легко может попасть в аварию, может сама, в конце концов, сломаться. Факторов непредсказуемости очень много. И для минимизации всевозможных рисков требуется огромная придорожная инфраструктура, которая позволит оперативно устранять возникающие проблемы. Концептуально проект Росавтодора красив, но хотелось бы познакомиться поближе с технической составляющей и сметой. Какие затраты планируются, какие финансовые выгоды предполагаются и т.д. Узнав все это, можно будет сделать вывод о том, насколько появление проекта в России является по-настоящему своевременным. А пока у нас одну только ВСМ не могут запустить уже сколько лет…
Беседовал Степан Ратников
Автор: Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.