– Чем могут обернуться для России прекратившиеся поставки иномарок? Можно ли сказать о том, что это совсем не на руку и самим импортерам? Являются ли они пешками в чужой игре?
– Российский автомобильный рынок очень большой, в него вложено огромное количество инвестиций со стороны иностранных партнеров. Так, у компании Mercedes открыт сборочный кластер в Набережных Челнах, построен цех по производству кабин грузовых автомобилей. У компании Volvo – большой завод в Калуге, где созданы тысячи рабочих мест. Помимо производственных рабочих, у зарубежных автомобильных компаний в России трудится большой штат административных сотрудников, которые отвечают за взаимодействие с головными офисами, занимаются развитием компаний на территории нашей страны. Что будет со всеми этими специалистами, пока непонятно. Если известные европейские автокомпании в России закроются, то далее по цепочке пострадают сотрудники сервисных станций, которые обслуживали автотехнику. Уже сегодня прекратились поставки запчастей, обмен данными и информацией. Далее по принципу домино пострадают и другие службы, связанные с автомобильным бизнесом.
– Чего ожидать россиянам, уже владеющим иномарками? Какие шаги им следует предпринять?
– Для владельцев иностранных автомобилей вся эта ситуация означает, что любая более или менее серьезная проблема с личным авто буквально превратит его в тыкву, как в сказке. Кроме отсутствия поставок запчастей, не стоит забывать и о том, что все автомобили сильно компьютеризированы. Проблема с бортовым компьютером и электроникой решается только при соединении его с головным сервером компании, который находится в Европе. Уже сегодня сделать это невозможно. Особенно эта проблема актуальна в межсезонье, когда начинаются температурные качели. Например, компания Volvo одним днем фактически отключила все сервисы от информационной поддержки. Получается, что если с автомобилем данной марки случится что-то серьезное, например сбой с программным обеспечением, то в сервис-центре помочь не смогут. Производящая грузовые автомобили компания MAN также приостановила свою работу на российском рынке. Ряд перевозчиков не может получить свои автомобили.
– Ждать ли наращивания оборотов на рынке отечественного машиностроения в связи со сложившейся ситуацией?
– Большое количество зарубежных компаний занимались поставками автотехники и комплектующих в нашу страну. Если они прекратятся, а они уже практически прекратились, то лидер в данном сегменте – отечественный завод КамАЗ – не сможет удовлетворить возросший спрос, не справится с производством готовых грузовых автомобилей и комплектующих. По крайней мере – сразу. Нужно будет время, чтобы нарастить мощности. Кроме того, КамАЗ работает еще и на объединенном предприятии «Даймлер КамАЗ РУС» с немецким концерном Daimler AG. И какие-то компоненты в Россию поставляют из Европы. Если поставки прекратятся, то сложно спрогнозировать, что будет дальше.
– Какова конкурентоспособность современных российских автомобилей в сравнении с иномарками?
– Могу сказать только за компанию СДЭК. Мы пользуемся автомобилями марки Mercedes и Ford, пусть и российской сборки, так как нам предложили более интересные условия по операционной аренде техники. Сегодня компания Ford взяла паузу, на их площадке остаются автомобили, изготовленные специально для нас в рамках договоров операционной аренды. Мы не можем их получить, потому что руководство компании находится в замешательстве. С компанией «Даймлер КамАЗ РУС» мы находимся в постоянных ежедневных переговорах. Наши партнеры уже подтвердили, что гарантийный сервис продолжит свою работу и текущие клиенты не пострадают. В самом худшем варианте запчасти будут поставлять с других рынков, но компания «Даймлер КамАЗ РУС» делает все для того, чтобы сервис оставался на прежнем – высоком – уровне. Запас прочности компании СДЭК в части автотранспорта обозначить сложно, но пока все автомобили на ходу.
– Если санкции в отношении РФ продолжат усиливаться, что ждет отечественный авторынок? Каков самый неприятный прогноз из потенциально возможных?
– Мы продолжаем оставаться оптимистами и верить в здравый смысл, так как иностранные компании вложили в российский автомобильный рынок слишком много средств. Кроме того, наша страна – это еще и огромный рынок сбыта, а значит, прибыли. Если иностранные компании все же уйдут, то автопроизводители из других стран могут оперативно занять освободившееся место. Как известно, свято место пусто не бывает. Скорее всего, мы переориентируемся на российские, китайские и другие аналоги. В любом случае когда-нибудь текущая ситуация закончится и ушедшим компаниям возвращаться на наш рынок будет непросто. Особенно если он уже будет занят.
Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.