– Как изменится рынок после прекращения поставок зарубежных авто в Россию?
– Автопроизводителям в последние две недели было сложно решить, по каким ценам продавать машины дилерам, а авторитейлерам – определиться, по каким ценам их реализовывать. Все это привело к скачкообразному росту ценников на авто. Сегодня курс более-менее стабилизировался, большая часть автоконцернов приняли решение о продолжении или приостановке деятельности. Теперь можно ожидать некоторой стабилизации с ценами – не без роста передела долей автобрендов на рынке и постепенного восстановления продаж, хоть и при меньшем количестве представленных на рынке марок. Думаю, в нашей стране останутся по большей части те автоконцерны, которые имеют в России собственное производство. Далее вполне вероятна переориентация рынка на отечественные, корейские и китайские авто. Сегодня АвтоВАЗ испытывает определенные трудности с поставками комплектующих и остановкой конвейеров, зато в перспективе, справившись с производственными проблемами, Lada может не только восстановить падение продаж, но и увеличить свое присутствие на рынке в том случае, если западные автомобильные концерны продолжат бойкот.
– Автопроизводители каких стран смогут извлечь пользу из сложившейся на российском рынке ситуации?
– Запланированная китайскими автоконцернами экспансия может стать еще проще в новых реалиях. Автопроизводители из Поднебесной с высокой вероятностью займут часть рынка, которая освободится из-за приостановки поставок и ухода других зарубежных автоконцернов из России. Многие китайские марки уже опубликовали официальные сообщения, что остаются на российском рынке, работая в штатном режиме. Для них это будет проще всего, ведь Китай не вводил никаких санкций против нашей страны. Кроме того, на фоне взлета продаж китайских марок в 2021 году на российский рынок могут потянуться и другие автопроизводители из Поднебесной: Foton, BYD, Saik.
Корейские бренды, в свою очередь, тоже не станут легко отдавать завоеванную долю рынка. Возможно, даже постараются ее увеличить. С учетом того, что они занимают порядка четверти российского авторынка, вероятность их ухода действительно мала. Зачем отказываться от лидерских позиций, когда есть возможность их еще и улучшить, поборовшись за часть рыночной доли тех брендов, которые приостановили свою деятельность в России? Даже в случае возможного ухудшения ситуации корейские автоконцерны наверняка попытаются найти обходные пути и остаться на отечественном рынке.
Автопроизводителей, приостановивших свою деятельность в РФ, ждет сокращение мировых продаж в целом и доходов с российского рынка в частности. Заморозить деятельность автоконцерны заставила геополитическая ситуация. Однако всем понятно, что уход с российского рынка принесет им финансовые потери, исчисляющиеся миллиардами евро. Многие автоконцерны до сих пор в открытую не заявили об уходе с нашего рынка, ограничившись словами о приостановке поставок или производственных линий, называя в числе причин не столько политическую ситуацию, сколько валютные колебания, проблемы с логистикой и перебои с поставками компонентов. Поэтому есть вероятность того, что часть автопроизводителей планируют вернуться на отечественный рынок при стабилизации обстановки.
– Какой Вам видится ситуация с комплектующими? Ощутят ли их дефицит россияне? И какие профилактические шаги следует предпринять автовладельцам?
– Проблем с комплектующими, к сожалению, не избежать. Почти во всех машинах, которые производят в России, используются иностранные компоненты. В сложившейся ситуации из-за проблем с логистикой точный срок поставки некоторых запчастей назвать просто невозможно. Поэтому цены на обслуживание автомобилей в сервисных центрах вырастут даже быстрее, чем цены на сами машины. Если к перебоям с поставками добавятся и санкции, то недостаток комплектующих рынок почувствует в течение 1–2 месяцев. Однако послепродажное обслуживание, в том числе по маркам, объявившим о приостановке своей деятельности в РФ, у официальных дилеров продолжается в прежнем режиме. Об этом сообщают и сами автоконцерны. Так, Volvo, к примеру, продолжает оказывать гарантийное обслуживание, несмотря на приостановку импорта в Россию. Автовладельцам сейчас в первую очередь стоит постараться увеличить срок службы авто.
– А как себя поведут представители отечественного машиностроения?
– Все уходы с российского рынка, как и временное прекращение деятельности зарубежных автопроизводителей, освободят место для оставшихся и новых игроков. Так, приостановка сотрудничества с Daimler Trucks, конечно, окажет влияние на КамАЗ, но со временем можно найти нового партнера, например, из того же Китая. А приостановками деятельности Ford может воспользоваться ГАЗ, в сегменте LCV у отечественного автопроизводителя не останется конкурентов.
– Современные российские авто конкурентоспособны по сравнению с иномарками, покидающими наш рынок?
– Отечественные автомобили из года в год продолжают занимать лидерские позиции по продажам благодаря неизменным преимуществам. Говорю о невысокой по сравнению с зарубежными аналогами цене (если не брать в расчет текущую нестандартную ситуацию), высокой ремонтопригодности и довольно быстро развивающемся в последние годы дизайне и уровне комфорта. Кроме того, нельзя не отметить неприхотливость и высокую проходимость отечественных авто, что так важно на российских дорогах. Наши машины вполне конкурентоспособны в своем сегменте.
– Давайте завершим все прогнозами – оптимистичным и пессимистичным. Какими они Вам видятся?
– С учетом приостановок работы и даже ухода некоторых крупных автоконцернов с российского рынка выбор доступных марок и брендов, особенно американских и европейских, сократится. Новых машин в принципе станет меньше. Соответственно, продажи упадут. Однако освободившееся на рынке место, скорее всего, захотят занять отечественные и азиатские марки. Сохранить и укрепить позиции постарается, вероятно, и концерн Renault-Nissan. Ведь сворачивать бизнес, оставляя место в топе, не захочется никому. По итогам февраля доля корейских автопроизводителей составляла 25% от российского авторынка, китайских – около 9%. Долю компаний, которые приостановили свою деятельность в РФ по итогам февраля, можно оценить на уровне 20%. Даже при вероятном усилении санкционного давления на Россию и в случае, если вдруг западные автопроизводители примут решение участвовать в экономическом бойкотировании нашей страны, уже к лету можно ожидать заметный рост доли продаж корейских и китайских автомобилей, которая – при возможности наращивать поставки – к июню может превысить 50%. Это при пессимистичном сценарии приостановки продаж авто западными марками.
А при оптимистичном (то есть при возобновлении поставок машин большинством западных компаний на российский рынок) – доля корейских и китайских автомобилей может составить 40–45%. Помимо франко-японского альянса, китайцев и корейцев, которые будут держать позиции, освободившееся на рынке место может привлечь еще и индийские автоконцерны, например Mahindra или ТАТА.
Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.