+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.08.2017 13:00:00
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Проверка перевозчика – управление рисками

Ситуации, связанные с хищением многомиллионного груза путем мошеннических действий, знакомы многим участникам рынка грузоперевозок. Количество эпизодов, связанных с хищением груза путем мошеннических действий в различных регионах РФ продолжает оставаться на высоком уровне. Об том уже заявляют как сотрудники МВД, так и представители грузовладельцев, страховых компаний и экспедиторов. О том, с какой легкостью «джентльмены удачи» производят внедрение в цепь поставок товаров и почему им это удается, специально для ИА РЖД-Партнер.ру рассказал заместитель директора ООО «КОНТРОЛЬ РИСКОВ» Алексей Кожевников.
Проверка перевозчика – управление рисками
- Алексей Юрьевич, что сегодня предпринимают участники рынка, чтобы себя обезопасить?
- При заключении договора на организацию перевозок грузов автомобильным транспортом, решения для проверки потенциального партнера на рынке грузоперевозок включают в себя всем знакомый набор стандартных функций и рекомендаций: проверка достоверности сведений о государственной регистрации и сведений о постановке на учет в федеральную налоговую службу; наличие судебных разбирательств в федеральных судах различной юрисдикции; отслеживание наличия исполнительных производств федеральной службой судебных приставов и уголовных, гражданских дел в отношении руководителей; проверка на наличие сообщений о банкротстве и т. д.
К тому же при заключении договора перевозки уточняются данные водителя и машины. Прибегают и к проверке регистрации потенциального партнера на одной из популярнейших площадок, посвященных грузоперевозкам. Последнее ноу-хау – появление на рынке предложений, заключающихся в проверке потенциального партнера путем связи с водителем транспортного средства по телефону. Это якобы позволяет вести речь о безопасности доставки груза и тем самым снизить вероятные риски. Последний способ контроля активно рекламируется и преподносится как способ обеспечения безопасности. Громкий рекламный лозунг «Мы предоставляем полную проверку Вашего контрагента и сводим Ваши риски к минимуму» является всего лишь хорошим маркетинговым ходом, который направлен на продажу данной услуги потенциальному потребителю, но имеет мало общего с деятельностью профессионального экспедитора и более предназначен для организаций, предоставляющих грузовладельцам информацию о свободном транспорте. 
Все вышеперечисленные критерии проверки благонадежности потенциального партнера в настоящий момент не способны в полном размере противостоять мошенническим действиям. Это очень хорошо прослеживается при анализе огромного количества экономических споров, проходящих в арбитражных судах различных регионов РФ. Проводя детальный разбор схем транспортной логистики, в результате которых мошенникам удалось реализовать свои преступные замыслы, в 90% случаях невольная помощь была оказана юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принявшими на себя по договору перевозки груза обязанность перевести груз, вверенный грузоотправителем, в пункт назначения.

- Каким образом компании содействуют мошенникам?
- Невольная помощь в большинстве случаев выразилась в грубом нарушении требований Устава автомобильного транспорта, определяющего работу профессионального перевозчика, а именно Статьи 15 «Выдача груза»: перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель – принять доставленный ему груз (аналогичная норма предусмотрена при международных перевозках грузов). Что же происходит по факту? Наиболее распространенная ситуация, когда представитель перевозчика, принявший груз в пункте отправления и поставивший роспись в транспортной накладной о его приеме, грузополучателю груз не доставляет, а вместо этого осуществляет доставку в только ему ведомое место. 
Например, 22 июня 2016 года в городе Нефтегорске Самарской области на погрузку прибывает транспортное средство под управлением водителя для осуществления доставки по маршруту Нефтегорск (РФ) – Мозырь (Республика Беларусь). Груз – катанка медная стоимостью 6 млн руб. В итоге груз оказался в Брянске. Некоторые факты, установленные в ходе судебного разбирательства, заставляют задуматься о действиях перевозчика. В частности, водитель перевозчика был письменно уведомлен, что в целях недопущения хищений, мошенничества, разбойных краж и других противоправных действий неизвестных лиц в пути следования с завода к конечному потребителю, в случае угрозы нападения или переадресации он обязан принять меры к немедленному сообщению в правоохранительные органы и в дирекцию завода по обеспечению режима по указанным в уведомлении телефонам. На деле он пренебрег данными предостережениями, изменил маршрут движения груза, указанный в международной транспортной накладной по указанию работодателя. Далее, согласно объяснениям предпринимателя, груз выгрузили в Брянске по указанию неизвестного физического лица, как это было оговорено изначально.
При этом перевозчик соответствует всем критериям проверки по различным государственным порталам, имеет все документы для заключения договора перевозки и т. д.

- Что помешает перевозчику, грубо нарушившему требования Устава автомобильного транспорта, повторить ситуацию, руководствуясь только своим личным экономическим расчетом?
- Совершенно никаких препятствий нет, так как финансовых потерь в результате нарушения требований действующего законодательства РФ перевозчик не понес. Будут ли судебные разбирательства с перевозчиком? Чем это закончится? Нам неизвестно.
Почти аналогичные действия можно увидеть еще в ряде случаев, в которых профессиональный перевозчик не выполняет специальную норму закона. Подобные ситуации, когда профессиональный перевозчик нарушает требования Устава автомобильного транспорта, то есть не выполняет требования ст. 15  п. 1 «Выдача груза», в настоящий момент совершенно не редкость, а наоборот, носят постоянный характер. Невыполнение требований законодательства перевозчиком, в свою очередь, закономерно приносит огромные финансовые убытки грузовладельцам, страховым компаниям и экспедиторам. Довольно продолжительный период времени общей системы информации о том, какие транспортные средства и с какими государственными регистрационными знаками фигурировали в подобных ситуациях, не было. В совокупности эти два фактора, учитывая расстояния между городами, представляли серьезную проблему для принятия решения по осуществлению сотрудничества с потенциальным перевозчиком.
Росту мошеннических схем способствует отсутствие информационной площадки, где грузовладельцы и экспедиторы могли бы оперативно обмениваться информацией и получать детальный анализ происходящих событий, оценивать обстановку и принимать решения, организовывать взаимодействие и управлять рисками на основе собранной информации. Такой подход будет способствовать росту различных методик проверки перевозчика и повысит безопасность услуг.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions