+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.02.2020 10:00:13
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Появление онлайн-агрегаторов может серьезно изменить рынок автоперевозок

Автоперевозчики, работающие в европейской части России, несут серьезные убытки из-за сезонной волатильности ставок, отсутствия баз данных и единых стандартов перевозки грузов. О проблемах рынка, принципах планирования ставок фрахта и появлении онлайн-агрегаторов для перевозок сборных грузов мы беседуем с Владимиром Савельевым, директором обособленного подразделения логистической компании «Точка-Точка» в Ростове-на-Дону.
Появление онлайн-агрегаторов может серьезно изменить рынок автоперевозок
 Владимир, с какими трудностями сталкиваются перевозчики, осуществляющие рейсы в южные регионы России?

– Ежегодно летом, а также в начале осени наступает сезон созревания овощей, фруктов и ягод. Перевозчики, совершающие доставки из субъектов Южного федерального округа в Москву, в этот период сталкиваются с проблемой поиска обратной загрузки.
В связи с нехваткой транспорта цена за доставку грузов с юга увеличивается, а значит, у перевозчиков появляется возможность заработать больше. Они временно сосредотачивают внимание на перевозке именно этих грузов или повышают ставки на данном направлении, в то время как стоимость транспортировки из столичного региона падает.

Самые популярные маршруты – Москва – Ростовская область, Москва – Краснодарский край, Москва – Крым.
В осенне-зимний период можно наблюдать обратную картину: перевозчики ищут загрузку, уже возвращаясь с Юга.
Все эти факторы доставляют массу неудобств как грузоотправителям, так и перевозчикам, работающим на данном направлении, да и рынок от этого не становится более стабильным.

 Что тормозит работу игроков транспортного рынка?

– Если говорить о грузоотправителях, то они не могут четко спрогнозировать цену перевозки на будущий сезон, а для некоторых компаний это глобальная проблема, так как бюджет формируется на год вперед.

Что делать таким компаниям? Есть несколько решений. Во-первых, можно проводить тендер на транспортные услуги один раз в год – в этом случае все риски по изменению цены перекладываются на транспортную компанию (ТК), которая, соответственно, закладывает их в стоимость своих услуг. Плюс такого решения в том, что грузоотправитель получает тариф на год и может заложить его в себестоимость товара. Минус в том, что он, скорее всего, будет платить за перевозку грузов цену выше рыночной, так как эти риски ТК уже заложила в стоимость своих услуг.

Есть и другой вариант. Проводить тендер на грузоперевозки минимум 2 раза в год. Так грузоотправитель получит более адекватную стоимость перевозки в соответствии с сезоном.

Если компания не проводит тендер, то просто работает по той цене, которая сложилась на данный момент на рынке.
У грузоперевозчиков своя специфика. Они также не могут заранее спрогнозировать цены, поэтому работают согласно конъюнктуре. Но не у всех есть возможность оперативно ее отслеживать. Вот почему часто бывает так, что перевозчики соглашаются на рейс по цене ниже рыночной, чтобы хотя бы покрыть расходы на топливо.

 Если говорить о тендерах на ставки перевозчиков, то кто должен организовывать такой тендер и на какой площадке?

– Как правило, тендеры организуют сами компании-клиенты, которые направляют в ТК условия проведения конкурса, а потом собирают и обрабатывают полученные данные. Другой вариант – размещение информации на интернет-портале, через который компания организует свою логистику (например, Transporeon или Loginet). Если же у компании-заказчика есть свой портал, то тендер размещается на нем (к числу таких компаний относятся, например, Nestle и Procter & Gamble). Тут, на самом деле, нет четких правил. Процедура выстраивается согласно регламенту клиента.

 Насколько развита практика попутной загрузки с промежуточными пунктами? Например, Ростов – Москва, Москва – Тула, Тула – Ростов. Или подобные остановки нецелесообразны?

– Тут все зависит от конкретного перевозчика. Основная масса ищет доставку груза от точки до точки без промежуточных остановок. И это хорошо работает, если груз быстро находится и машина постоянно на ходу. Если же груза нет или искать его долго, тогда вариант попутной загрузки с промежуточными пунктами для перевозчика достаточно интересен, так как позволяет максимизировать прибыль.
Решением проблемы может стать дозагруз при помощи онлайн-приложений или сайтов. Нужно только заранее пройти верификацию/проверку. Стоит понимать, что есть информационные доски для объявлений (типа ATI.su), а есть полноценные экспедиторы, которые подключают к своей базе грузов только проверенных перевозчиков. Такие компании работают по принципу онлайн-агрегатора.
Однако у агрегаторов в сфере грузоперевозок, несмотря на все плюсы их работы, есть очевидные минусы: они не несут прямой ответственности за результат, не оказывают сопряженных услуг, таких как погрузо-разгрузочные работы, возврат документов, упаковка. А также не имеют свободного доступа к провозным мощностям здесь и сейчас. В связи с этим пользователи данных сервисов вынуждены соглашаться с определенными рисками.

Нивелировать эти минусы вряд ли получится в рамках классических схем.

Одним из решений является применение инновационной модели, которую в своей работе реализует компания «Точка-Точка».
С одной стороны, мы классическая транспортная компания, которая занимается сборными перевозками, но выстраивает работу на основе принципов шеринга. С другой стороны, «Точка-Точка», агрегируя тарифные предложения перевозчиков, не вмешивается в ценообразование и создает среди них конкуренцию за обработанный груз. В результате формируется свободный рынок.

В этом случае выигрывает как грузоотправитель, поскольку такой метод использования ресурсов фактически позволяет отправлять груз по оптовой цене, так и перевозчик, который может дозагрузить свободное пространство и получить дополнительную прибыль. При этом наша компания несет ответственность за груз, так как он всегда страхуется, а условия сотрудничества как с грузоотправителями, так и с перевозчиками прозрачны и понятны.

– Если говорить об онлайн-агрегаторе, то какая схема видится Вам более предпочтительной: единый агрегатор, несколько крупных, которые делят рынок, или конгломерат разных, конкурирующих между собой агрегаторов?

– Формально идея существования единого агрегатора и тарифа на перевозку грузов, регулируемого государством, выглядит привлекательной. Но в жизни такая схема в ближайшей перспективе кажется фантастикой – более того, на наш взгляд, она губительна для рынка.

Провозной тариф как минимум в автомобильных грузоперевозках должен быть сформирован по принципу свободного, рыночного, справедливого ценообразования.

И в связи с этим вряд ли можно говорить о появлении в ближайшее время агрегаторов в LTL-доставках. Основные причины – слабо развитая инфраструктура для накопления и обработки грузов, ее неравномерное географическое распределение и отсутствие единых технологических стандартов в этой нише. В то же время у таких площадок хорошая перспектива в агрегации предложений фрахта в рамках корпоративного контура крупных компаний, кэптивных площадок, обеспечивающих оптимизацию больших и регулярных объемов поставок.

Беседовал Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions