– Какие перспективы, по Вашему мнению, у маркетплейсов в B2B-взаимодействии в транспортной сфере?
– B2B-маркетплейс – это недорогой и удобный способ поиска поставщиков товаров или исполнителей услуг среди огромного числа компаний на рынке. Особенно это эффективно работает в FTL
автомобильных грузоперевозках. Маркетплейсы в этой области позволили существенно снизить стоимость перевозок за счет более полной загрузки всего суммарного автопарка всех участников. Если раньше заказчик оплачивал рейс грузовика в нужном направлении и обратно, то теперь только туда. На сегодняшний день еще не придуман более простой и удобный способ для поиска подходящего перевозчика на открытом рынке. Если придумают, перспективы маркетплейсов будут туманны, пока не придумали – радужные. Предсказывать будущее не очень благодарное занятие, но пока на горизонте ничего подобного не видно.
– Что необходимо для полного перехода на систему маркетплейсов?
– Для этого в агрегаторе должна быть представлена большая часть всех участников рынка. Маркетплейс, в принципе, начинает работать только тогда, когда на нем собрана некоторая критическая масса заказчиков и исполнителей. На текущий момент в АТИ зарегистрировано чуть больше 100 тыс. компаний перевозчиков и примерно столько же суммарно грузоотправителей и экспедиторов. Ежедневно размещается около 130 тыс. грузов, нуждающихся в перевозке, и 80 тыс. свободных машин. Мы, к сожалению, не знаем, сколько происходит реальных перевозок через нашу систему в год так как пока большинство сделок заключается между контрагентами напрямую, без регистрации в системе.
– Когда может быть осуществлен переход логистики в полностью программируемый режим? Стоит ли ждать доставку от двери до двери с минимальным участием человека в планировании данной операции?
– К сожалению, до полностью программируемого режима еще очень и очень далеко. Хотя можно назвать первые шаги в этом направлении. К примеру, сервис цепочки грузов является некой интеллектуальной надстройкой над основной базой грузов, позволяющей склеивать несколько перевозок от разных заказчиков в один наиболее выгодный для перевозчика кругорейс. Пока сервис может стыковать только последовательные перевозки, но станет гораздо полезнее, если научить его стыковать перевозки с учетом возможности дозагружать свободное место в кузове грузовика и таким образом некоторые перевозки делать параллельно.
Что касается доставки от двери до двери, то уже существуют стартапы, пытающиеся это делать. Пока не очень успешно, но это тоже только первые шаги и когда-то у кого-то это наверняка получится.
– Следует ли нам ждать перехода серьезных грузовых операций на смартфоны? Показывает ли это, что в целом доверие рынка к электронным контрактам возросло?
– Пока не очень. Если говорить о юридически значимых документах, то есть пока еще определенные сложности с использованием квалифицированных электронных подписей на смартфонах. Использование простых ЭП возможно, но требует предварительного заключения двухсторонних договоров между контрагентами, что существенно снижает гибкость и оперативность заключения новых контрактов.
– Как АТИ контролирует деятельность участников сервиса, помимо изменения позиции в рейтинге и звезд, на которые ориентируется пользователь системы?
– Изменение числа звезд и позиции в рейтинге – это уже результат контроля с нашей стороны. Основное, что негативно влияет на звезды участника АТИ, – это предъявленные ему претензии в рамках АТИ от других участников. У нас работает целый штат юристов, которые ежедневно проверяют сотни таких претензий.
Мы также проводим большую работу по выявлению так называемых клонов. Бывают случаи, когда компания – участник системы перестает исполнять свои обязательства по тем или иным причинам, что естественным образом негативно сказывается на звездах. Вместо того, чтобы погашать задолженности, они просто бросают свой старый аккаунт и заводят новый, чтобы начать с чистого листа. Такой новый аккаунт мы и называем клоном. Когда мы его вычисляем, мы переносим на него все задолженности со старого аккаунта, вынуждая все-таки исполнить свои обязательства.
За качество перевозки отвечает перевозчик, и регулируется это законами РФ, как это ни банально звучит. В этом плане ничего не меняется десятилетиями и вряд ли поменяется. Да и в любой отрасли именно исполнитель отвечает за то, что и как он делает.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.