– Нелли, транспортная накладная для автоперевозчиков груза вновь меняется по инициативе Федеральной налоговой службы?
– Да, меняется. Не так сильно, меняют только графы. И не только по инициативе налоговой. Дискуссии сейчас идут на уровне Минтранса, мы ждем от ведомства к концу 2021 года приказ с инструкцией по заполнению накладной. Причем правила заполнения электронной накладной будут распространяться с 2022 года и на бумажный носитель.
ЭТрН будет существовать наряду с бумажной накладной, то есть бумагу в ближайшие 2 года никто не отменит. Подчеркну, у участников рынка автомобильных грузоперевозок с 2022 года будет или бумажная накладная, или электронная, а не обе одновременно. Переход только к электронной будет происходить постепенно. Но я рекомендую участникам рынка совершить переход на электронный документооборот как можно быстрее. Даже несмотря на письмо от ФНС о переходном периоде, в котором она позволяет использовать обе накладные. Поймите, пройдет 3 года, в налоговую придут новые инспекторы, и они, проводя проверку за последние 3 года, и не вспомнят про это письмо и про обещания своих предшественников.
Крупный бизнес уже переходит на ЭТрН. Компания «Магнит», например, активно использует ЭТрН, ее можно распечатывать, подписывать квалифицированной электронной подписью и предоставлять в налоговые органы.
– Но что именно сейчас меняет налоговая?
– Смысл остается тем же самым. Просто налоговая меняет некоторые графы. Самое главное требование налоговых органов – чтобы в графе 10, где указан перевозчик, был указан реальный перевозчик, который владеет транспортным средством и у которого есть такие ресурсы, как водители, которые будут осуществлять эту деятельность. И не в коем случае не указывать там экспедиторов.
Это самая большая проблема – появление в цепочке экспедиторов. Клиентам удобнее оформлять транспортные накладные так, как они оформляли ранее, в бумаге. В графе отправителя они указывали себя, а далее в накладной в графе 10 указывали экспедитора. В ЭТрН ни в коем случае нельзя писать экспедитора. Его необходимо заносить в графу «Отправитель» и ставить галочку «Экспедитор». Подчеркну, экспедитору нужно получить от отправителя такие данные, как ИНН водителя и основания для владения транспортным средство (аренда, лизинг или собственность).
И еще хочу сказать, что единый транспортный документ (карта, единая экспедиторская расписка) не будет изменен. Не думаю, что будут какие-то проблемы.
– Какие риски появляются у грузоперевозчиков в связи с вводом ЭТрН?
– Главные риски сейчас у отправителей. У них всегда была отсрочка платежа, потому что она всегда была привязана к получению бумажной накладной. А с электронной накладной накладная начнет действовать, как только отправитель поставит квалифицированную электронную подпись. Это очень оперативно, но отправители боятся мошенничества в этой сфере, поэтому они не хотели, чтобы электронная накладная вводилась слишком быстро.
Но ЭТрН позволяет понять, от кого кому передавался груз и как он перемещался с точки зрения владения юридическим лицом. Конечно, количество мошенников уменьшится, потому что не каждый будет готов платить за электронную квалифицированную подпись. Но исключать мошенничество все не стоит. Компаниям, как и прежде, нужно проверять подрядчиков.
Беседовала Алена Алешина
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.