+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.03.2021 12:40:44
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Частная трасса Меридиан станет драйвером развития скоростных дорог

Строительство частной скоростной трассы «Меридиан» – одно из ожидаемых событий в области грузовых автомобильных перевозок. Планируется, что магистраль объединит Европу и Западный Китай, а первые фуры отправятся по ней уже в 2024 году. О том, насколько перспективен данный проект, рассказала Татьяна Горовая, вице-президент Центра стратегических разработок.
Частная трасса Меридиан станет драйвером развития скоростных дорог
– Насколько реален запуск строительства «Меридиана» с учетом текущей экономической ситуации?

– Проект «Меридиан», инициированный ЗАО «Русская холдинговая компания», изначально не предполагал капитальный грант от государства, и в этом была его главная привлекательность, хотя уже на тот момент инициаторы проекта поднимали вопрос необходимости получения гарантий со стороны государства в части обеспеченности трафика. Сейчас в стенах правительства обсуждается вопрос государственного участия, оцениваются все возможные модели и условия, так как инициаторы проекта сами пришли к выводу, что заявленный прогнозный трафик не сможет окупить всех затрат.

– При какой финансовой модели и внешних условиях проект станет окупаемым?

– Изначально финансовая модель проекта, помимо дохода от платного проезда, учитывала доход от придорожного бизнеса, то есть заправки, зоны отдыха и т. д. При этом, по оценкам многих экспертов, прогнозный трафик был завышен. Доля транзитного трафика в структуре потока машин по направлению Запад – Восток не превысит 10–15% с учетом совершенствующихся возможностей перевозки транзитных грузов по железной дороге и развития авиаперевозок. Сейчас в мире наблюдаются проблемы с транзитными морскими перевозками в части существенного роста стоимости и нехватки контейнеров. Некоторые эксперты ожидают, что ситуация с морем изменится в лучшую сторону, но стоимость уже не будет прежней. Поэтому стоит ожидать, что часть грузов с моря переключится на автодорогу, и тут, с одной стороны, проект «Меридиан» будет весьма кстати. Но с другой стороны – большой риск делать ставки только на транзитные перевозки в условиях конкуренции между странами. За рубежом развивают свои транзитные коридоры в обход России, например, Турция. Определенный вклад в рост автомобильных грузопотоков может внести введение в практику беспилотных автомобилей и перевозка грузов караванами таких автомобилей. Но даже в этих случаях при самых оптимистичных предпосылках по скорости и тарифу транзитный грузопоток не будет существенным, чтобы окупить все затраты, которые, стоит отметить, достаточно низкие по сравнению с проектами-аналогами (примерно на 30% ниже, хотя и риски увеличения стоимости имеются).

– Как запуск частной трассы скажется на экономике регионов, через которые она пройдет (Оренбургской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Орловской, Брянской и Смоленской областей)?

– Трассировка проекта, с которой знакомы наши эксперты, проведена так, что магистраль фактически обходит все города с населением более 50 тыс. человек и не приближается к региональным центрам. Трасса не соединяет городские агломерации, основные точки генерации спроса на перевозки внутри страны, а, наоборот, обходит их стороной. Маршрут ориентирован именно на транзит. Поэтому для регионов, через которые пролегает этот маршрут, эффекты будут от придорожной деятельности. Наибольшие из них планируется получить на территории Саратовской области. Именно этот регион станет частью большого пути по диагонали от Перелюбского до Турковского района. Для субъекта это новые логистические маршруты и возможность развития нового бизнеса.

– Возможна ли конкуренция между частной трассой «Меридиан» и федеральным проектом «Европа – Западный Китай»?

– Для целей межрегиональных скоростных перевозок принят к реализации проект «Европа – Западный Китай», 90% трафика которого обеспечивается межрегиональными сообщениями. Поэтому «Меридиан» не будет конкурировать с ЕЗК в части транзита, а станет его дополнением и еще одним драйвером в развитии скоростных дорог в России, в случае если все-таки будет принято решение о его полной реализации.

Беседовала Мария Салеева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions