Техосмотр – частное дело
Передача контроля за прохождением техосмотра в руки государства станет серьезным инструментом в борьбе с мошенниками, об этом накануне заявил Валентин Енокаев, председатель петербургского Комтранса.
«Это сделает процедуру более прозрачной и позволит направлять средства от процесса аккредитации в федеральный бюджет», – сказал он.
Сложившаяся система контроля неэффективна, и страховые компании в ряде случаев выдают свидетельства о пройденном ТО, не проводя должных процедур по реальной проверке состояния автомобиля, передает пресс-служба петербургского Комтранса. Аккредитация операторов техосмотра находится в ведении Российского союза автостраховщиков (РСА). Ведомство сообщает, что уже ведет работу по ужесточению требования к участникам рынка: сейчас их почти 4 тыс., а год назад их число превышало 5 тыс. Получение аттестата оценивают в 33 тыс. руб., еще 16,5 тыс. руб. – это стоимость аккредитации каждого пункта для техосмотра. Дважды в год компании должны подтверждать соответствие аккредитации: тарифы составляют 25 тыс. руб. за аттестат и 10 тыс. руб. за пункт. Ежегодно РСА рассматривает 6,5 тыс. заявлений от операторов.
Новый виток вопрос об администрировании техосмотра получил в конце 2024 года. Тогда Кирилл Астафьев, гендиректор челябинской компании «ПТО-УРАЛ», пожаловался генеральному прокурору Игорю Краснову на госавтоинспекторов. С его слов, именно не операторы, а госавтоинспекторы не выполняют техосмотр в срок и намеренно не позволяют функционировать его бизнесу. В пресс-службе надзорного органа заявили: нарушения, если они подтвердятся, сопряжены с рисками сбоев пассажирских перевозок.
«Проверки надо провести по всей стране, во всех субъектах РФ. Это не разовая ситуация, необходимо дать уголовно-правовую оценку», – заявил генпрокурор.
Техосмотр – не частный бизнес
Законопроект о передаче полномочий в Росаккредитацию подготовлен весной 2023 года. В январе 2025 года профильный думский комитет по транспорту опубликовал заключение с предложением отклонить инициативу. «Непонятна цель предлагаемых изменений», – сказано в документе, ведь действующая модель функционирует нормально, нет оснований что-либо менять. Однако пресс-служба петербургского Комтранса заявляет, что законопроект не отклонен, его даже готовятся рассмотреть на заседании Госдумы уже в феврале. Правда, Смольный не называет конкретной даты и признает, что единой позиции у участников рынка нет. Сохранить существующий порядок предлагает РСА. Со слов страховщиков, они уже ужесточили контроль. В СМИ опубликована позиция Минтранса, ведомство тоже выступило против передачи полномочий. И главное, Росаккредитации понадобится дополнительное финансирование для администрирования новой функции. Смета расходов не представлена, но сообщается о необходимости дорабатывать ведомственную IT-систему, а также расширении штата сотрудников. В заключении комитета по транспорту отмечается, что в бюджете средств на передачу полномочий не заложено.
Между тем с января 2025 года стоимость техосмотра для грузовых автомобилей в России подорожала в среднем на 7%. В Петербурге за диагностическую карту на грузовик полной массой более 12 тонн необходимо заплатить 4,2 тыс. руб. В Москве дешевле, здесь стоимость ТО – не более 2,6 тыс. руб. Сейчас тарифы на стоимость техосмотра устанавливают местные власти. В Петербурге стоимость техосмотра для грузовиков до 3,5 тонны теперь не превышает 2 тыс. руб., для машин от 3,5 до 12 тонн – не более 4 тыс. В Москве рост цен не столь ошеломителен: техосмотр грузовиков массой до 3,5 тонны оценивают в 1,2 тыс. руб., машины весом от 3,5 до 12 тонн — 2,4 тыс. руб.
Представители рынка называют нынешние расценки насмешкой, утверждая, что они не покрывают затрат операторов. Ежегодно, по данным МВД, техосмотр проходит 5–6 млн легковых авто.