+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.03.2023 13:40:48
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Страховой рынок смог выйти на траекторию восстановительного роста

Страховой сектор сохранил объем сборов по итогам 2022 года. Рынок к концу 2022-го смог выйти на траекторию восстановительного роста, что обеспечило достижение объема сборов страховых премий на уровне предыдущего года в объеме 1,8 трлн руб. (+0,5% к 2021 году), сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев, представляя аналитику Института страхования союза.
Незначительное снижение общего количества договоров страхования было компенсировано ростом страховых сумм и средней премии, отметил он.

В течение прошедшего года участники рынка столкнулись с новыми вызовами, которые существенно влияли на динамику сборов и выплат по различным видам страхования, а также разнонаправленно отражались на стоимости активов и финансовой устойчивости страховщиков.

Основное влияние на обеспечение стабильности совокупного объема премий оказала динамика сборов в автостраховании.

Объем премий в ОСАГО за год вырос до 273 млрд руб. (+21%), а доля сегмента в совокупном портфеле увеличилась с 12,5 до 15%.

В сегменте автокаско объем премий увеличился до 222,8 млрд руб. (+7,6%) за счет роста средней страховой суммы и количества договоров, в том числе относительно недорогих полисов с ограниченным набором рисков и франшизами.

В сегменте страхования имущества объем премий вырос по всем видам, кроме страхования средств воздушного транспорта. При этом количество договоров увеличилось только по страхованию имущества юридических лиц и грузов. Основным фактором роста премий стало увеличение стоимости имущества за счет влияния инфляции и рост тарифов, обусловленный увеличением затрат на перестраховочную защиту и восстановление пострадавшего имущества.

Наиболее сильные изменения динамики сборов коснулись личного страхования. Премии по страхованию от несчастных случаев из-за снижения объемов по страхованию заемщиков сократились на 54 млрд руб. (-21%). Падение сборов по инвестиционному страхованию жизни (-101 млрд руб.) было частично компенсировано ростом спроса на продукты накопительного страхования жизни (+92 млрд руб.) за счет повышения привлекательности краткосрочных продуктов с гарантированным доходом. Премии по ДМС по итогам года показывают умеренный рост (+7%) в результате влияния медицинской инфляции.

Объем выплат в целом по рынку вырос на 12% до 893 млрд руб., что превышает темп прироста премий, но разрыв между динамикой изменения премий и выплат сокращается. После максимального значения 16,7% в II квартале в IV квартале он составил 9,5%.

Несмотря на значительный рост скользящего коэффициента выплат (по страхованию иному, чем страхование жизни) с 48,9% в 2021 году до 53,3% в 2022-м страховщикам удалось сдержать рост комбинированного коэффициента убыточности (93,8% в 2022 году против 92,2% в 2021-м) за счет снижения коэффициента расходов. Благодаря изменению структуры каналов продаж и уменьшению доли дорогих каналов – кредитных организаций и автосалонов – объем комиссионного вознаграждения в целом по рынку снизился на 105 млрд руб. (-23,5%).

В 2022 году страховщикам пришлось изменить структуру перестраховочной защиты. Практически все риски теперь размещаются внутри национального рынка, характеризующегося высокой концентрацией: доля основного перестраховщика, АО «РНПК», составляет около 65%. Поиск альтернативных перестраховочных емкостей продолжается.

Несмотря на сохранение совокупного объема премий, финансовые результаты оказались хуже предыдущего года: чистая прибыль сократилась почти на 15%, в том числе за счет роста убыточности и отрицательной переоценки ценных бумаг. Рентабельность капитала снизилась до 19,5% в 2022 году (25,5% в 2021-м).

Тенденция роста концентрации рынка сохраняется: на 5 компаний приходится более половины премий. При этом разнонаправленная динамика премий внутри топ-10 привела к снижению доли 10 крупнейших страховщиков с 72,5 до 71,9%. Максимальное усиление концентрации произошло среди топ-20 компаний: их доля выросла с 86,5 до 88,3%.

В 2023 году страховщики продолжат технологическое развитие в области дистанционных сервисов, в том числе в части урегулирования убытков. Законодательные новации и государственные гарантии могут простимулировать интерес к новым продуктам по страхованию жизни. Также ожидается умеренное восстановление спроса на продукты кредитного страхования.

«Страховщики дважды за последние три года проявили устойчивость к внешним шокам, что свидетельствует о зрелости российского страхового рынка, участники которого являются значимым звеном национальной экономики. Важным фактором в адаптации страхового сектора к новым вызовам является своевременная реакция Банка России и законодательных органов, направленная на принятие оперативных мер регуляторных послаблений и создание дополнительной перестраховочной емкости, что позволило быстро решить ряд проблем, в том числе в части санкционных ограничений. Позитивная динамика, наметившаяся в конце 2022 года, позволяет вернуться к реализации актуальных стратегических задач по дальнейшему развитию страхового рынка», – подытожил Е. Уфимцев.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions