31 марта 2019 года истекает действие договора между всеми крупнейшими нефтяными компаниями страны, Минэнерго России и Федеральной антимонопольной службой РФ о мерах по стабилизации и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов.
Напомним, что, согласно этому документу, до 31 марта 2019 года компании обязались, в частности, поддерживать мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо не выше оговоренного уровня для промышленных, сельскохозяйственных мелкооптовых потребителей и розничных сетей с сохранением объемов и регионов поставок относительно предыдущего года при наличии подтвержденного спроса. При этом посредникам и трейдерам топливо продаваться не должно.
Ждать ли повышения цен на бензин сразу после окончания действия соглашения и что в целом будет с рынком, узнал РЖД-Партнер.
Двумя днями ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил журналистам, что повышение цен на бензин в 2019 году будет ниже инфляции. Потенциала для роста нет, заверил он.
На запрос комментария в компании «Роснефть» не ответили, сославшись на запрет ФАС в адрес производителей давать прогнозы о ценах.
При этом заместитель руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов подчеркивает, что в нашей стране ценообразование на топливном рынке не рыночное, а административное. И львиную долю стоимости топлива составляют налоги и сборы.
«Соглашение зафиксировало стоимость топлива при высокой стоимости нефти на внешних рынках, обеспечив гарантийную маржинальность за счет внутреннего потребителя», – говорит он.
По мнению Д. Клевцова, в дальнейшем будет продолжаться рост цен на нефтепродукты. Это следствие влияния на рынок увеличения акцизов и НДС.
Правительство вряд ли разрешит повышать стоимость бензина/дизеля выше 50 руб. за 1 л. Этот психологический барьер вряд ли будет преодолен в этом году, полагает он.
«Вертикально интегрированные нефтяные компании России будут сдерживать рынок. Независимые участники рынка будут пытаться выживать. Такие условия могут стимулировать появление на рынке контрафактного топлива и недолива», – прогнозирует Д. Клевцов.
При этом первый вице-президент Российского топливного союза, президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин считает, что, скорее всего, цены на автозаправочных станциях вырастут лишь в рамках инфляции. «Сейчас цены точно никто поднимать не будет. Но к лету, как известно, всегда цены на розницу идут вверх. Но каких-то серьезных повышений, я думаю, не будет», – заявил он со ссылкой на прогнозы членов правительства РФ.
«Они делают такой прогноз, надеясь на то, что найдут все-таки экономический механизм, который позволит нефтяникам при переработке и при поставке нефтепродуктов на внутренний рынок выйти в прибыль. Этого можно будет достигнуть либо снижением налоговой нагрузки, либо компенсацией нефтяникам их затрат на оплату естественных монополий и возвратный акциз, который сейчас работает. Как я уже сказал, розничные цены расти не будут, но если при этом вырастут оптовые цены, розница погибнет, так как не будет зарабатывать прибыль и автозаправочные станции будут закрываться», – поясняет О. Ашихмин.
Похожий прогноз, собственно, дали и в Минэнерго России. «Благодаря принятым Министерством энергетики РФ мерам по поддержке топливного рынка розничная стоимость топлива на АЗС в 2019 году может расти только в рамках инфляции, которая, согласно прогнозу Министерства экономического развития, составит менее 5% по году. Основных механизмов поддержки рынка два. Это так называемый демпфирующий механизм – компенсация разницы для НПЗ между стоимостью продажи на экспорт и ценой продаж на внутренний рынок, а также обратный акциз на нефтепродукты, который компенсирует снижение ставки экспортной пошлины в рамках так называемого налогового маневра», – сообщили РЖД-Партнеру в министерстве.
С 1 января 2019 года цены уже выросли на 1,7% в рамках соглашения, так как произошло повышение НДС с 18 до 20%, сообщил РЖД-Партнеру руководитель Аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
«В целом цены на бензин и дизельное топливо после 31 марта 2019 года будут расти как минимум в рамках «инфляции минус». Независимый топливный союз считает, что риски ценовых скачков в 10%, аналогичные прошлогоднему, сохраняются. Это обусловлено тем, что существующая налоговая система стимулирует нефтяные компании к экспорту за рубеж и росту оптовых цен. Резкий рост оптовых цен, которые вплотную приближаются к розничным, подталкивают вверх и розницу, причем темпы превышают инфляцию», – говорит он.
По мнению Г. Баженова, если не будет резкого роста цен на нефть на мировых рынках и курс рубля по отношению к доллару будет стабилен, то концу года цена на АИ-92 вырастет с 42,19 руб. до 44 руб. за 1 л. Однако есть вероятность повторения прошлогоднего сценария и цена на АИ-92 может вырасти до 46,5–47 руб. за 1 л.
Если не произойдет резкого скачка на мировых рынках, как в прошлом году, или регуляторы все же откалибруют демпфер, цены в течение года, скорее всего, будут расти в пределах инфляции, прогнозирует он. «Но это вовсе не результат рыночной ситуации, как заявил вице-премьер Дмитрий Козак, а как раз результат кривого регулирования. Либерализация цен и снижение налоговой нагрузки вполне могли бы уже сегодня опустить цены, а годовая динамика была бы намного более адаптивной к внешнему рынку», – подытоживает спикер.
Мнение о том, что цены на бензин, вероятно, поднимутся, высказал РЖД-Партнеру и генеральный директор компании «АвтоСпецЦентр KIA Столица» Дмитрий Константинов.
«Если посмотреть на составляющие цены на бензин, то увидим, что доля нефти в ней только 9%. Более 70% – это акцизы и налоги. А эти показатели увеличились в начале года. И в ближайшие 2 года грядет еще одно повышение акцизов. Точную цену стоимости 1 л бензина сейчас назвать сложно, рост возможен до 7–10%», – говорит он.
Сильнее всего изменения почувствуют отдаленные регионы, где в стоимость 1 л входят затраты на транспортировку: Крым, Камчатка, Калининград, Якутия. Быстрее всех на изменения цен отреагируют АЗС вблизи нефтеперерабатывающих заводов, за 500–1000 км останутся заправки, где топливо будет продаваться по старым ценам, стоимость там поменяется спустя полторы-две недели.
«Что вообще влияет на формирование стоимости топлива? Здесь две группы факторов: общемировые и локальные, связанные с деятельностью нефтеперерабатывающей отрасли внутри страны. Серьезнее всего на колебание цен влияют процентные ставки по акцизам, повышение цен на нефть и сезонные колебания. Дополнительно оказывают давление погодные условия, инфляция, курс рубля, расходы на транспортировку, геополитические риски, объем мощностей нефтеперерабатывающих предприятий. Искусственное сдерживание цен приводит к тому, что АЗС несут убытки и закрываются. Прогноз по инфляции корректируется, но только в большую сторону. Не думаю, что есть какие-то предпосылки для устойчивого сдерживания цен. Остается надеяться, что хотя бы ситуация на внешнем рынке будет благоприятная, тогда и повышение цен не так резко ударит по карману россиян», – прокомментировал Д. Константинов.
Интересно, что 18 февраля Центробанк предложил дополнительные меры по регулированию рынка топлива в России. Они должны снизить вероятность манипулирования ценами на моторное топливо. По мнению Центробанка, существующая схема работы трейдеров создает определенную серую зону вокруг их клиентских операций на товарном рынке с использованием биржевых торгов. Поэтому ЦБ предложил, чтобы трейдеры вели учет клиентских поручений и информации об исполнении и хранили эти данные, в том числе записи телефонных звонков.
Также трейдеры должны раскрывать финансовую отчетность, информацию о деловой репутации, судебных спорах, об участии в торгах на других биржах. ЦБ также предлагает разработать кодекс этики участников торгов.
Все эти предлагаемые меры и соответствующие изменения в законодательстве обусловлены окончанием обсуждаемого ранее договора 31 марта.
Добавим, что, согласно данным Росстата о динамике цен на автомобильный бензин и ресурсах нефтепродуктов в январе 2019 года, средняя потребительская цена на автомобильный бензин составила в прошлом месяце 44 руб. 16 коп., на дизельное топливо – 47 руб. 15 коп.
http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/36.htm
В целом специалисты Росстата отмечают рост потребительских цен на автомобильный бензин в 70 регионах страны в январе этого года. На 0,9% и более он подорожал в 41 субъекте РФ. При этом снижение цен на бензин фиксировалось в 10 регионах РФ. В Москве бензин автомобильный за указанный период подорожал на 0,5%, в Санкт-Петербурге – на 0,6%.
При этом цены производителей на бензин в январе в среднем по стране снизились на 19,1%. Удешевление отмечается почти во всех регионах, занимающихся производством бензина. «Потребительские цены на бензин автомобильный в январе 2019 года в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 2,5 раза (в январе 2018 г. – в 2,2 раза)», – сообщается в отчете Росстата.
Если рассматривать средние цены на бензин в региональных центрах, в ЦФО самый дорогой бензин – в Москве (46 руб. 12 коп.), в СЗФО – в Калининградской области (47 руб. 12 коп.), в ЮФО – в Севастополе (49 руб. 91 коп.), в СКФО – в Ставропольском крае (45 руб. 87 коп.), в ПФО – в Пермском крае (44 руб. 19 коп.), в УФО – в Ханты-Мансийском автономном округе (46 руб. 40 коп.), в СФО – Иркутской области (45 руб. 43 коп.) и в ДФО – в Чукотском автономном округе (57 руб. 74 коп).
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.