+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.06.2021 16:46:00
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Самокатный Петербург: власть воюет с бизнесом, страдает потребитель

После бурной недели, начавшейся для кикшеринговых компаний (предоставляющих услуги аренды электросамокатов) Санкт-Петербурга с обысков и отметившейся на непродолжительный период полным запретом на их деятельность, властям и бизнесу удалось договориться. По крайней мере временно.
Решение на коленке
9 июня сервисы аренды проинформировали об условиях возобновления работы в Северной столице. В этот день комитет по транспорту Санкт-Петербурга и представители сервисов аренды самокатов Whoosh, «ПоПути», Molnia, Mangoo, Myscoobee, Urent, Eleven и BusyFly подписали соглашение о соблюдении правил использования в городе средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся электросамокаты, самокаты, гироскутеры, моноколеса и другие устройства с электродвигателем.

Новые правила ограничивают скорость передвижения по городу до 20 км/ч, а по тротуарам – до 10 км/ч в период проведения чемпионата Европы по футболу и до 15 км/ч после его завершения 11 июля. На ряде улиц вводится запрет на передвижение на самокатах и других СИМ. Также запрещено будет использовать СИМ в состоянии алкогольного опьянения, несовершеннолетними и одновременно несколькими пользователями. Владельцы сервисов должны будут обеспечить каждый самокат ограничителями скорости и номерными знаками. Наконец, будет ограничена парковка СИМ: их нельзя будет размещать на тротуарах шириной менее 1,5 м; ближе, чем на 15 м от остановок транспорта, станций метро; в парках, на территориях зеленых насаждений и др.

Впрочем, новые соглашения, как считают эксперты, не смогут кардинально изменить ситуацию. «У многих самокатов скорость была ограничена и до того, как Смольный объявил войну кикшерингу. Запрет движения на некоторых улицах позволит решить проблемы только локально и расстроит, скорее, туристов, любителей осматривать город с комфортом. Перечисленные запреты пользования самокатами для пьяных, несовершеннолетних и несознательных парочек также не новы – об этом предупреждает почти каждое приложение для аренды. А передвигание парковок уж точно не снизит аварийность – только добавит хлопот», – пояснил урбанист Виталий К. (фамилия скрыта по просьбе эксперта).

Он отмечает, что подобные «решения на коленке» не приведут к качественным сдвигам в вопросе безопасности кикшеринга. Однако то, что власти в принципе обратили свое внимание на подобные сервисы («пусть и прибегнув к двум наименее эффективным мерам – запугиванию и формальным ограничениям на скорую руку», сделал оговорку Виталий), уже хорошо. Тем более что за закрытыми дверями совещания вполне могли быть достигнуты и негласные договоренности по сути вопроса.

СИМ-беззаконие

Тема регулирования деятельности кикшеринговых компаний назрела давно. Как сообщает пресс-служба городского управления СК, всего за последний месяц в Петербурге зафиксировано восемь случаев травмирования прохожих в результате наезда на них электросамокатов. По шести из них возбуждены уголовные дела по статьям о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности и хулиганстве, еще по двум ведется доследственная проверка. То, что самокат не может нанести серьезного вреда, кстати, не более чем миф. Ранее в СКР опубликовали статистику смертности в авариях с электросамокатами по всей России со ссылкой на данные МВД: 10 погибших за два года.

Необходимость регулирования движения электросамокатов поддерживает депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилев. Он предлагал ограничить скорость движения электросамокатов, гироскутеров, сегвеев и других транспортных средств по тротуарам еще в прошлом году. По его мнению, участники дорожного движения на таких «гаджетах» представляют опасность для пешеходов, ведь подобный транспорт способен развивать максимальную скорость до 80 км/ч. А. Цивилев указывает на слепые зоны в своде правил дорожного движения РФ: отсутствие ограничений скорости для категории «пешеход» и регулирования максимально допустимой скорости электромеханических транспортных средств при движении по тротуарам. Поэтому столкновения с пешеходами не могут быть зафиксированы в качестве аварии.

Важно не оставлять за скобками и владельцев частных самокатов. Ведь именно в этих устройствах не стоит никаких ограничителей скорости и соглашение с арендными сервисами никак этого не изменит. А все потому, что несмотря на все попытки власти прийти к единому знаменателю в вопросе регуляции движения СИМ, найти его пока не удалось. И, возможно, не удастся. «Разные устройства, разный скоростной режим, разный уровень навыка, необходимый для их использования – все это создает нюансы, которые сложно учесть в общем нормативном акте, – сетует Виталий К. – При этом непонятно, где провести границу: опасно ли ехать на самокате со скоростью 10 км/ч по тротуару? Это в 4 раза меньше, чем средняя скорость бега человека! А если самокат весит больше 30 кг?».

Ожидается, что под регулирование попадет весь индивидуальный транспорт, оснащенный двигателем. Об этом заявил накануне на площадке Общероссийского народного фронта (ОНФ) замглавы департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко. Кроме того, будет введено ограничение по массе. На самокатах весом более 35 кг запретят ездить по тротуарам. Именно масса, а не скорость может стать критерием отнесения СИМ к той или иной категории: люди на легких самокатах без двигателей будут считаться пешеходами, а на других должны соблюдать правила как водители, считают в Минтрансе.

«Сложность в том, что любые изменения подобного рода сложно оформить с юридической точки зрения. Разве что придется переписать правила дорожного движения чуть ли не полностью, а это займет время. Можно поступить проще – приравнять самокаты с двигателем более 0,25 кВт к мопедам. Но тогда с удобством их использования можно будет попрощаться. Много вы знаете людей, получивших права категории М?» – уточнил Виталий К.

Комплексный подход
Однако эксперт настаивает: дело не только в отсутствии закона или недобросовестности кикшеринговых сервисов. Немаловажно, что безопасность использования транспорта должна строиться на доступности инфраструктуры для его использования. Простой пример – велосипедные дорожки, по которым электросамокат мог бы двигаться относительно безопасно. Однако темпы создания велосипедных маршрутов в городе нельзя назвать иначе как вялыми. Их протяженность составляет около 130 км. И за весь 2021 год в Северной столице готовятся построить только одну 5-километровую велодорожку на пр. Большевиков. На это, кстати, потратят 51,2 млн руб. Второй пункт в адресной программе текущего года – приведение в порядок велодорожки Сестрорецк – Зеленогорск. Здесь отремонтируют участок протяженностью 6,3 км от Советского пр. в пос. Солнечное почти до Круговой ул. в Репино, установят дорожные знаки и нанесут разметку. На этой уйдет еще 12,4 млн руб. Цифра, можно сказать, оглушающая. В 2020 году, к слову, было создано 10 км велодорожек. «Денег много, а результат... Пока город приведут в порядок, получается, что человек на самокате должен ехать по бордюру, раз на тротуаре он мешает пешеходам, а на дороге – водителям!» – прокомментировал этот вопрос Виталий К.

Война с кикшерингом разворачивается не только на улицах Санкт-Петербурга. Массово эвакуировать прокатные самокаты начали и в Челябинске. Там городская госавтоинспекция объявила самокаты с мощностью двигателя свыше 0,25 кВт мототранспортными средствами категории L, которые должны двигаться только по проезжей части. И это притом, что сервисы еще в конце мая добровольно снизили скорость передвижения в пешеходных зонах Челябинска до 12–14 км/ч, а часть прогулочных зон, где горожане отдыхают с детьми, сделали и вовсе закрытыми для движения.

Не отстает и столица. Хотя в Москве самокатчики не столкнулись с жесткими мерами запрета работы в каком-либо виде, им тоже пришлось принять новые правила игры: московские власти подготовили меры по регулированию езды на самокатах, которые «наведут порядок, но не ограничат использование электросамокатов», заявил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов на прошлой неделе. Прокатные электросамокаты в столице будут ограничены по скорости до 25 км/ч. В медленных зонах – до 15 км/ч (сейчас таких зон больше 50, и их число будет расти). На пешеходных зонах самокаты должны двигаться «со скоростью пешеходного потока и не превышать ее». Используемые на проезжей части самокаты будут регулироваться ГИБДД.

Вероятно, «карающая рука ограничений» доберется и до других городов – слишком много внимания в последние дни было обращение на сервисы кикшеринга. «Главное, чтобы подобные меры все-таки вели к повышению безопасности, а не к «зажиму» выходящих на этот и так непростой рынок компаний. Все-таки лучше, когда город наводнен самокатами, а не пробками. В идеале, конечно, обычными, но все мы знаем, что человек – существо ленивое и жаждущее скорости передвижений. Поэтому я не думаю, что самокаты исчезнут вообще, но, скорее всего, их популярность может упасть из-за новых ограничений», – подвел итог Виталий К.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions