+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.06.2022 10:46:10
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Российский электротранспорт может совершить мощный прорыв

В III квартале нынешнего года в технополисе «Москва» должно стартовать серийное производство электромобилей. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного, поскольку о выпуске подобных машин говорят в России очень давно, тем не менее к предполагаемому событию в столице нашей страны стоит приглядеться – за ним скрываются интересные тренды.
Прежде всего стоит оговориться: речь идет не о производстве легковых электромобилей на заводе «Москвич», расположенного по соседству с технополисом «Москва», а о выпуске грузовых машин на предприятии, создаваемом компанией «Электромобили Мануфэкчуринг Рус». Согласно информации, размещенном на ее сайте, сейчас идет процесс набора персонала и летом должны проводиться работы по пусконаладке оборудования (возможно, они уже осуществляются). Планируется производить 1 тыс. электрогрузовиков в год с перспективой выхода на объем 5 тыс. ед. в год.

Грузовики на электрической тяге разрабатываются в России в течение последних нескольких лет, например, КамАЗ намерен создать их целое семейство – «КамАЗ-Чистогор» с грузоподъемностью шасси 12 т и максимальной скоростью 90 км/ч. В 2020 году КамАЗ объявлял о начале их выпуска в 2023 году.

В том же году фирма Drive Electro передала торговой сети «Магнит» для тестирования опытный образец электрогрузовика Moskva на базе шасси КамАЗа. Его грузоподъемность чуть поменьше – 9 т, зато скорость побольше – до 110 км/ч.

Сегодня же, помимо грузовых машин, в России существует серия проектов по производству легковых электромобилей. Среди них стоит упомянуть Zetta, «Кама-1» и Evolute. Последний бренд в III квартале 2022 года собирается запустить в серийный выпуск на заводе в Липецкой области компания «Моторинвест».

Подобная тенденция свидетельствует о сохранении интереса со стороны российского бизнеса к возможностям, открываемым электротранспортом, даже несмотря на укоренившийся скепсис по поводу их эксплуатационных свойств и действующие против России санкции, которые затрагивают и автопром.

Более того, в минувшем году правительство утвердило концепцию развития электротранспорта, предусматривающую в 2022 году производство 2,5 тыс. электромобилей, в 2023-м – 7,4 тыс. ед., в 2030-м – 217 тыс. ед. (по состоянию на 1 января 2022 г. в нашей стране было зарегистрировано 16,5 тыс. электромобилей, главным образом Tesla, Nissan, Porsche, Audi и Mitsubishi).

В июне же Министерство транспорта России направило администрациям регионов методические рекомендации по стимулированию использования в них электромобилей. В них предлагается снизить или отменить для них транспортный налог и ввести бесплатный проезд по платным дорогам, создавать парковочные места и зоны нулевого выброса, в которые въезд машинам с двигателями внутреннего сгорания будет запрещен.

Противники электромобилей обращают внимание на проблемы с производством в России литий-ионных аккумуляторов – выпускающее их новосибирское предприятие «Лиотех» ранее было признано банкротом, и ситуации с ним непонятна. Плюс в России отсутствует налаженная система их сбора и переработки, литиевое сырье завозится из-за границы.

С их точкой зрения сложно согласиться. По улицам Москвы ездят электробусы – и к качеству их работы никто из жителей или гостей столицы претензий не предъявлял. Государственная корпорация «Росатом» хочет через несколько лет открыть два завода. Один из них будет сооружен в Калининградской области и станет производить литий-ионные аккумуляторы в количестве до 4 ГВт⋅час в год – их хватит для ежегодного оснащения 50 тыс. электромобилей. Другой появится в Нижегородской области и будет утилизировать до 50 тыс. т использованных аккумуляторов в год.

Насчет импорта литиевого сырья возражений нет – оно ввозится из Латинской Америки. Однако уже есть проект «Норильского никеля» и «Росатома» по разработке Колмозерского пегматитового месторождения в Мурманской области (его доля в российских запасах лития – около 20%).

В настоящее время партнеры изучают возможности для добычи на нем руд с дальнейшей переработкой в гидроксид лития и затем в прекурсоры на мощностях «Норильского никеля» с последующей отправкой на будущее предприятие «Росатома» в Калининградской области.

Правда, на литиевое господство претендует Иркутская нефтяная компания, собирающаяся извлекать литий из пластовых вод Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения, и она же совместно с «Газпромом» намерена добывать его на Ковыктинском газоконденсатном месторождении (оба расположены в Иркутской области). Но наличие у них надежных технологий вызывает сомнения, по крайней мере в серьезной научной литературе встретить сведений о них не удалось.

Сложившийся стереотип о легкости извлечения лития из вод углеводородных месторождений опровергают конкретные факты: содержания лития в них в разы ниже (и меньше, чем в пегматитах), запасы скромные. Динамика и объем добычи пластовых вод будет зависеть от режима работы скважин, их придется очищать от примесей (и стоить это будет весьма недешево). Воду после вытаскивания из нее лития придется закачивать обратно в недра для поддержания давления – и она будет смешиваться с пластовыми водами, вызывая в них падение концентрации лития. Как следствие, трудно говорить о высокой рентабельности его получения.

Напротив, проект «Норильского никеля» и «Росатома» выгоден приличными концентрациями лития в рудах и его большими запасами, апробированными еще во времена СССР способами их переработки. Он может оказаться тем локомотивом, который придаст ускорение развитию электротранспорта в России. Конечно, нельзя забывать про организацию зарядной инфраструктуры – в 2021 году правительство объявило о проведении в 2022–2023 гг. эксперимента по ее созданию в 16 регионах и на федеральной трассе «Дон». Он идет полным ходом.

Поэтому ближайшие 1,5–3 года могут стать прорывными не только в плане производства электромобилей в России, но и налаживания для него добычи и переработки литиевого сырья, выпуска аккумуляторов и иных компонентов. В конечном же счете вложенные средства окупятся сторицей, обеспечив появление новых предприятий и рабочих мест, улучшение экологической ситуации во многих городах России – электромобили, как известно, выбросами выхлопных газов не страдают.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions