В минувшем году произошло невероятное, отечественный «КамАЗ» впервые уступил лидерство на рынке тяжелых грузовиков в России китайскому Sitrak. Почти пятая часть (19%) рынка пришлась на Sitrak (19,4 тыс. единиц), за ней следуют «КамАЗ» (17,3 тыс. единиц). Итого в России продано чуть больше 102 большегрузов, что на 18,8% меньше, чем годом ранее. Об этом сообщает агентство Автостат. Аналитики включили в категорию крупнотоннажников (HCV) машины полной массой от 16 тонн и выше. В топ-5 вошли еще три китайские марки — Shacman (15,7 тыс. единиц), FAW (11,6 тыс. единиц) и Dongfeng (8,3 тыс. единиц). В первой десятке брендов-лидеров за год выросли продажи крупнотоннажных грузовиков Dongfeng (+99,8%) и Sany (+77,4%), остальные марки демонстрируют падение, а самое глубокое дно у Foton (-56,8%).
«КамАЗ» не согласен с данными аналитиков. Отечественный производитель настаивает, он сохранил лидерство в тяжелом сегменте. Правда, считает автопроизводитель по-другому: в прошлом году продано 20,3 тыс. грузовиков «КамАЗ» полной массой свыше 14 тонн., а в среднетоннажном классе (8–14 тонн) «КамАЗ» продал 4,15 тыс. машин.
Также эксперты от Автостата подсчитали продажи новых среднетоннажных грузовиков (MCV; полной массой от 3,5 до 16 т). В прошлом году в России было реализовано 22 тыс. новых среднетоннажных грузовиков, что на 22,4% больше, чем в предыдущем году. Около трети рынка (33,7%) принадлежит компании «ГАЗ» (7,4 тыс. ед.), за ней идет «КамАЗ» (5,5 тыс. ед.) с долей 25,1% и «китайцы» — JAC (3,6 тыс. ед.), Dongfeng (1,7 тыс. ед.) и Foton (1,7 тыс. ед.).
Поставки грузовиков из Китая в Россию в 2024 году сократились на 12% за год, составив $2,7 млрд, но в декабре вырос в 1,9 раза, до $207,2 млн.
Легковой автотранспорт
В 2024 году экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию составил рекордные $15,2 млрд, увеличившись на 31% по сравнению с прошлым годом. Однако в декабре поставки снизились на 4%, до $1,38 млрд, что стало третьим месячным снижением подряд. По данным Автостата, доля китайских автомобилей на российском рынке в 2024 году превысила 60%.
В парке зарегистрированных легковых автомобилей в России числятся 45,5 млн машин по состоянию на 1 января 2025 года, это на 2% больше количества, зафиксированного в парке на 1 июля 2024 года, – 44,6 млн. ед. Число иномарок за последние 6 месяцев выросло на 3%, до 31 млн ед., их доля – 68% от всего парка. Объем отечественных машин увеличился на 1%, до 14,5 млн ед., доля в 32%.
Lada – самый массовый отечественный легковой автомобиль. За последние полгода число автомобилей выросло с 12,2 до 12,3 млн ед. Toyota – самая массовая иномарка, за полгода число автомобилей увеличилось с 3,8 до 3,9 млн. В топ-5 KIA, Hyundai и Renault.
Ушедший год участники авторынка называют годом эмоциональных качелей. В наступившем 2025 году году легче не станет: участники рынка ожидают снижения выдачи автокредитов на 30%, динамике будет способствовать высокая ключевая ставка и планируемые дополнительные ограничения на автокредитование. Поэтому некоторые дилерские центры, особенно в регионах, окажутся на грани закрытия – те, кто занимается монобрендом, не входящим в первую пятерку. За первые 9 месяцев 2025 году закроются, по прогнозу, треть из автосалонов.