+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.06.2020 17:00:27
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Зарплата в полпремьера

Озвученная правительственными источниками идея установить потолок для зарплаты руководителей госкомпаний, которая сегодня ничем, кроме невидимой руки рынка, не контролируется, это правильный социально ориентированный шаг. Разрешенные размеры вознаграждения в 30 млн руб. в год, хоть и звучат для обывателя по-прежнему недоступно, возможно, помогут руководителям разобраться в себе: они работают ради наживы или из любви к родной стране?
Уже довольно давно деньги в России считают в рублях, а вот зарплаты теперь, похоже, будут считать в премьер-министрах или председателях правительства. Такой вывод можно сделать из идеи установить предельный размер вознаграждения для топ-менеджеров государственных компаний с учетом заработной платы, премий и бонусов в три минимальных годовых заработка председателя правительства Российской Федерации, или в 30 млн руб. Надо сказать, что месячный доход в 2,5 млн руб. является абсолютно недосягаемым для подавляющего большинства населения, поэтому сохранить социальный статус он позволит. Кроме того, в определенных случаях, с разрешения президента, этот лимит может быть превышен.

Как пишут СМИ, доход руководства госкорпораций собираются привязать к показателям эффективности (KPI), которые для коммерческих компаний будут рассчитываться согласно экономической науке, а для некоммерческих компаний KPI собирается утверждать государство.

Вряд ли такие новости обрадуют высоких руководителей госкорпораций, ведь, согласно данным все тех же СМИ, многие из них зарабатывают эту сумму чуть ли не в месяц. А перечень государственных корпораций в стране очень велик. Стоит вспомнить «Почту России», «Ростех», «Роскосмос», «Роснано», «Роснефть», «Газпром», РЖД, «Аэрофлот», «Русгидро», «Ростехнологии» и так далее и тому подобное. Можно сказать, что в 2020 году вся российская индустрия это по большому счету госкомпании.

Конечно, есть опасение, что руководители огромных компаний, в распоряжении которых многотысячные бухгалтерские и юридические службы, могут найти способ обойти неудобные законы. Ведь киношное проклятие «Чтоб ты жил на одну зарплату!» для граждан Росиии по-прежнему актуально. Скорее всего, у руководителей найдутся лазейки, чтобы повысить собственные доходы за счет других выплат, премий, бонусов и вознаграждений. Тем не менее подобные ограничения позволят более корректно рассчитывать реальный средний уровень заработка у коллективов госкопораций, сравнивать их с экономическими маркерами и уровнем доходов в регионе и стране.

Например, ОАО «РЖД», в котором в 2019 году на выплаты правлению компании было направлено 2,7 млрд руб., отчиталось о повышении среднемесячного размера заработной платы сотрудников на 5,6% к аналогичному периоду прошлого года, а с учетом инфляции – на 2,9%, до 60,4 тыс. руб. Напомню, что это произошло на фоне отказа правления от выплаты премии по итогам I квартала в связи с негативными явлениями в экономике. Таким образом, можно предположить, что доля директорских денег в статистическом показателе средней зарплаты несколько уменьшилась.

В сообщениях компании отмечается, что 1,1 млрд руб. было выделено на повышение заработной платы работников основных профессий и в структурные подразделения, проблемные по текучести персонала, в том числе на Восточном полигоне. Это совершенно правильная позиция, потому что эффективность компании обеспечивается эффектом синергии. Вряд ли успешный грамотный менеджер сможет эффективно руководить и развивать компанию, работники которой неуверенно чувствуют себя на рынке труда. Стоит вспомнить, что в 1990-е гг., которыми сегодня принято пугать, зарплаты транспортников были гораздо более конкурентоспособными на рынке труда, чем сейчас. Если в компании осознали ценность высококвалифицированных сотрудников и готовы инвестировать в них, такую инициативу можно только приветствовать.

Впрочем, железнодорожники не единственные, кому придется пересмотреть подходы в вопросе выплат вознаграждения руководству компании. Если воспользоваться данными прошлого года, то можно увидеть, что другие потратили на выплаты правлению немалые суммы. Например, «Газпром» выделил для этих целей 1,5 млрд руб., «Аэрофлот» – 2,1 млрд, а «Роснефть» – 3,57 млрд.

Теперь руководству госкомпаний придется привязывать выплаты к твердому курсу зарплаты председателя правительства. Один генеральный директор или председатель совета директоров равен трем премьер-министрам. С другой стороны, непонятно, почему так девальвировали пост главы правительства? Ответственности больше, жалованье скромнее. С другой стороны, хоть какой-то порядок появляется. Надо этот порядок тоже систематизировать. При царях была табель о рангах, а теперь ввести табель о зарплатах. Например, один начальник железной дороги равен трем губернаторам или 1,5 полпреда президента. Один директор по персоналу где-нибудь в «Ростехе» равен двум начальникам департаментов где-нибудь в правительстве Московской области. Ну и далее по цепочке. Один бухгалтер равен двум налоговым инспекторам. Один пилот – четырем полицейским. Все в табличку свести, можно выпустить в виде мобильного приложения на Госуслугах. Чтобы люди со школьной скамьи могли планировать кем стать. В депутаты лучше пойти или в машинисты? Потому что машинисту платят как 2,5 гаишникам, а депутату – как четырем директорам по техническому развитию.

Кстати, логическим продолжением такой идеи может стать цветовая дифференциация штанов, как еще режиссер Георгий Данелия предложил. Чтобы сразу было видно, кто сколько стоит и как себя при случае вести.

Впрочем, шутки в сторону. В экономике кто сколько стоит – видно по результатам. Собственно, данная инициатива и призвана оплачивать труд руководителей по результатам, а не по желтым штанам. Поэтому такую инициативу сверху можно приветствовать. Потому что в государственных структурах можно и нужно работать не только из-за денег, но и по любви к стране.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions