+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.08.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Вопрос с душком

Ситуация с перевозками рыбы по железной дороге обретает все более драматичный характер. Собственники крытых вагонов и платформ с контейнерами, разумеется, порадовались телеграмме РЖД, вышедшей в конце июня и фактически легализовавшей перевозку скоропорта согласно перечню в обычных вагонах с 1 декабря (рыба, кстати, в него не вошла). А вот владельцы «термосов» и «рефов», напротив, огорчились. Не то чтобы их устраивало нынешнее положение дел: везти мороженую рыбную продукцию с Дальнего Востока в центр страны даже в сезон всегда считалось делом не слишком прибыльным, но смягчение норм автоматически сделало невыгодной и доставку рефрижераторов к берегам Приморья.
Беспокойство операторов рефрижераторного подвижного состава понятно: с 1 декабря весь скоропорт повезут к берегам Дальнего Востока в контейнерах и крытых вагонах, следовательно, грузить рыбу для отправки в обратном направлении будет просто не во что. Опасения собственников «рефов» и «термосов» в середине июля прозвучали на заседании Государственной думы РФ, где они пожаловались на убыточность перевозок рыбы по железной дороге с Дальнего Востока и заявили, что при такой экономике ее проще доставлять морем через Северный морской путь или даже Индийский океан. Помимо этого, операторы в очередной раз предложили сблизить железнодорожные тарифы для рефрижераторных и обычных контейнеров или субсидировать доставку рыбы из госбюджета.

Что любопытно, новые правила еще не вступили в силу, а перевозки скоропортящейся продукции с Дальнего Востока по железной дороге уже снизились. «За 5 месяцев 2019 года с Дальнего Востока отправлен на 13% меньший объем, чем в 2018 году, – говорит президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Михаил Синев. – Причем в вагонах – в рефсекциях, вагонах-термосах – падение на 27%. Май к маю – все падение на 13%, в вагонах – на 28%». Пострадала и экономика операторов в этом сегменте, причем довольно заметно. По словам М. Синева, по итогам 2017 года убытки компаний-перевозчиков составили 450 млн руб., в 2018-м – 280 млн руб., за 5 месяцев 2019-го – 100 млн руб. 

Тут возникает первый и очень простой вопрос: если бизнес, связанный с доставкой рыбы по железной дороге, постоянно несет убытки, то зачем им заниматься в принципе? Ответ тоже прост. Дело в том, что никогда никому не приходило в голову гонять рефрижераторный подвижной состав из центра страны на Дальний Восток порожним, его круглый год отправляли груженым разной съедобной продукцией, включая мороженое, для того чтобы в Приморье разгрузить и лишь потом заполнить образовавшийся порожняк дальневосточной рыбой. В прошлом году во время путины, по данным Росрыболовства, вагонов для погрузки не хватило. Хватит ли в этом? Этого никто не знает, хотя, судя по цифрам, прогнозы малоутешительные.

Второй вопрос еще проще: а стоит ли вообще городить весь этот сыр-бор с перевозкой рыбы на расстояние в 7–8 тыс. км? Ведь чтобы успокоить всех – операторов с их неважной экономикой, железнодорожников, вовсе не грезящих о снижении тарифов (для «рефов» они выше по сравнению с обычными контейнерами в 2–2,5 раза), государство, которое не жаждет субсидировать все подряд, да и, наконец, удовлетворить потребителей, желающих видеть на своем столе как минимум неопасную для здоровья продукцию, – придется предпринять массу усилий. При этом их потребуется координировать, то есть создавать какой-то специальный орган – комитет, комиссию и бог знает что еще. 

Отсюда и третий вопрос: а точно ли в первую очередь стоит так беспокоиться именно об участниках рынка перевозок скоропорта? Как ни крути, он включает в себя множество субъектов: естественную монополию, регуляторов, специально уполномоченные органы вроде потребнадзоров и санитарно-эпидемиологических служб и, конечно, предпринимателей. При этом каждый из этих субъектов вполне способен позаботиться о себе самостоятельно. Не разумнее ли взглянуть на ситуацию глазами обычного покупателя, чьи желания довольно просты, если не сказать – абсолютно незамысловаты? 

Потребитель всего-навсего хочет видеть на прилавках качественный продукт по доступной цене, а уж как он на них попадает, каков размер железнодорожного тарифа при доставке, как сошелся дебет и кредит оператора, его, мягко говоря, не волнует, да и не должно волновать. Потребитель всегда выносит свой вердикт, и сегодня при голосовании рублем за рыбу он настроен не слишком оптимистично. Да, в магазинах она есть, но в основном мороженая, но по каким-то причинам покупатель хочет еще и свежей рыбы. Да, он ее периодически приобретает, но сетует на дороговизну и хочет большей доступности этого незамысловатого продукта.

Так, может быть, вместо того чтобы пытаться решать проблемы каждого узкого и при этом весьма специфичного сегмента рынка перевозок рыбной продукции (напомним, что в целом в процессе добычи, хранения и доставки участвуют еще и рыболовы, автомобилисты, владельцы промышленных холодильников и т. д.), просто стоит придумать, как ловить или выращивать ее рядом с потребителем? По каким причинам рыбу нужно везти через полконтинента или два-три океана, чтобы в итоге получить дорогой, но не всегда высококачественный продукт. В самом деле я как гражданин России не могу требовать от доблестных моряков, железнодорожников и автоперевозчиков неслыханных подвигов и преодоления неописуемых сложностей. Честно говоря, и денег на такие подвиги у меня нет. Как подумаешь, что, прежде чем попасть на стол, кета и горбуша совершили тысячекилометровые приключения, то и аппетит отшибает. А уж когда слышишь, что такие перевозки должен дотировать бюджет, так и вовсе на сельдерей перейти хочется.

Может, на самом деле и не нужны все эти усилия? Может, и не нужно операторам и компаниям-экспедиторам терпеть убытки? Давайте оставим дальневосточную рыбу на Дальнем Востоке, переработаем ее на месте и еще продадим соседним странам? Давайте начнем ее ловить поближе к нам или разводить на месте по примеру наших европейских соседей ? А для тех, кто захочет насладиться вкусом именно кеты, нерки или другой дальневосточной прелести, всегда найдутся ребята, которые смогут побаловать гурманов. Возят же они лобстеров и мидий из Бискайского залива, и дотаций при этом не просят, и в Госдуму жаловаться не ходят.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions