Вот сейчас Россия выполняет соглашение ОПЕК+. И в 2020 году добыча нефти и конденсата сократилась на 11%, что стало максимальным откатом вниз за последние 10 лет, как следует из отчета Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса.
Сократились поставки нефти на экспорт. Ну, вроде бы внутри РФ ее должно быть больше. Однако стоило только ударить морозам и ослабнуть ограничениям, обусловленным борьбой с последствиями коронавируса, и цены на топливо вновь настраиваются на рост.
В этом можно убедиться, если побывать на АЗС. Уже в конце года бензин стал дорожать на СПбМТСБ: цены на АИ-95 увеличились на 7,7%, АИ-92 – на 8,4%. Повторяется старая схема: производители всячески стремятся добиться того, чтобы предложение сдержать ниже реального спроса.
Если отечественные потребители стали меньше ездить из-за коронавируса, то бензин начинают сливать на экспорт. Или останавливают перерабатывающие заводы на ремонт и профилактику. Причем действуют так слаженно, что приходится только удивляться.
И, как обычно, в правительстве РФ спохватываются, когда уже событие произойдет. Остается только обещать, что дальше уж ничего экстраординарного не случится.
«Рост оптовых цен на топливо в России будет сглажен в течение 1–2 месяцев за счет действия демпфера», – говорится в сообщении Минфина России.
Но что это значит в переводе на язык обывателя? То, что дальше цены на бензин продолжат расти всего лишь пропорционально инфляции. То есть нормально – это когда прайсы не снижаются на фоне низких мировых цен на нефть, а растут.
Причем инструменты регулирования давно известны. В 2018 году был разработан достаточно эффективный механизм. Надо только вовремя Минэнерго, Минфину и Минпромторгу поручить изменить параметры налогового маневра нефтяной отрасли, и нефть будет поступать на российский рынок в достатке, а бензин перестанет служить одним из катализаторов внутренней инфляции.
Ключевое слово здесь «вовремя». Но почему-то это делается в течение двух последних лет всегда с опозданием, хотя в правительстве РФ каждый раз уверяют, что в Минэнерго держат на особом контроле ситуацию с ценами на топливо – как на оптовом, так и на розничном рынке.
В общем, не зря говорят, что дьявол кроется в деталях. Очевидно, контроль есть, но он – особый. Это, наверное, следует понимать так: пока сверху не поступило указаний, происходящие события следует мониторить, но ничего самостоятельно не предпринимать. А после появления соответствующего циркуляра необходимо его внимательно прочитать, обдумать, посовещаться. И уже потом приготовиться. То есть бумага с предложениями должна быть выдержана под сукном в ожидании команды «на старт». Уф, это такая сложная процедура.
И пока она не будет в достаточной мере реализована на практике, весь рынок будет стоять на ушах. В частности, транспортные компании опять будут ломать голову, как выкрутиться в рамках ранее заключенных контрактов. Ведь они не могут автоматически включить свой рост затрат в прейскуранты. Поэтому придется опять сводить рентабельность перевозок на какой-то период из-за скачков цен на бензин к нулю. А дальше уже рост транспортной составляющей снова включат в стоимость производимой предприятиями продукции, раскручивая инфляцию в российской экономике.
В такой ситуации, как ожидают эксперты, ничто не мешает очередному скачку прайсов на бензин по весне, когда обычно растет его потребление по мере развертывания фронта полевых работ у аграриев. А после запоздалого окрика сверху в конце мая ситуация на топливном рынке снова нормализуется, если, конечно, к этому времени завершится плановый ремонт нефтеперерабатывающих заводов.
Вообще-то в свое время задумывалось, что тарифные вопросы оперативно будет регулировать ФАС России. Однако сегодня у службы осталось не так уж много рычагов влияния. ФАС, например, может только рекомендовать сократить экспорт, чтобы переориентировать отгрузку на внутренний рынок.
Вот только в нынешней системе координат с подобными инициативами выходить не имеет особого смысла. Ведь все решает правительство…
Невольно приходит на память сказка Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Открываю книжку и читаю:
«Стоял лютый мороз… Звери и птицы совсем растерялись от холода.
– Уф! Какая чудовищная погода. Во всем виновато правительство, – проворчал волк, крадясь между кустами…
– А по-моему, не все ли равно, отчего холодно, ведь от рассуждений теплее не будет, – наставительно заметил зеленый дятел».
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.