+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.12.2019 17:00:36
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Смертельные игрушки для транспортных полицейских

Сотрудники транспортной полиции, как следует из дополнений в ст. 12 федерального закона «О транспортной безопасности», получили право носить и применять электрошокеры.
Попробуем перевести формулировки данного документа на язык здравого смысла и сравнить его с опытом полиции США, где полицейские уже давным-давно используют электрошокеры.
Итак, я устраиваюсь в кресле поудобнее и начинаю внимательно читать.

Согласно поправке, работники подразделений транспортной безопасности при применении электрошоковых устройств и искровых разрядников обязаны позаботиться о том, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным. Нельзя угрожать шокерами женщинам с видимыми признаками беременности и лицам с явными признаками инвалидности, а также пугать малолетних. Ну а всех остальных граждан полицейский обязан предупредить о своем намерении пустить в ход электроразрядное устройство и позаботиться о причинении минимального вреда при этом, а после применения шокера – не забыть доложить начальству о происшествии, а начальству, в свою очередь, предписано уведомить прокурора, если произойдет ранение задерживаемого.

Вопрос, который сразу вызывает недоумение: как именно следует полицейскому позаботиться о минимальном вреде? Вероятно, он должен спросить разбуянившегося гражданина, куда того шарахнуть – в руку, ногу или какое другое место?
Вопрос второй. После успешного применения шокера полицейскому следует все тщательно запротоколировать. Или, поскольку транспортная полиция носит видеокамеры, чтобы получить четкую картинку, полицейскому полезно не делать резких движений и позаботиться о том, чтобы камера была повернута в нужную сторону…

Верите ли вы, что полицейские смогут соблюдать при инцидентах подобные процедуры? Серьезно?

На практике, скорее всего, все будет выглядеть несколько иначе. Начнем с того, что адекватные люди, которые едут в поезде, летят в самолете, перемещаются по вокзалу, на полицейских не бросаются. Так ведут себя психи, наркоманы или пьяницы. Но на таких даже 3 млн вольт подействуют не сразу.
Как заметил один эксперт, даже крутой американский полицейский не достанет шокер, если он один и не имеет поддержки коллеги, который держит подозреваемого на прицеле пистолета.

Тот, кто смотрел американские телешоу или сериалы про полицейских, вспомнит, что применение, например, устройства Taser X26 – одного из самых популярных устройств, которое может оказаться в руках полицейского, – уже давно стало предметом насмешек. Уж очень долго служителю закона приходится выписывать па и пируэты вокруг буяна, прежде чем ему удастся поразить непонятливого гражданина током.

На практике же в США полицейские обычно реализуют другой сценарий: задерживаемого сначала сбивают с ног, а уже потом несколько секунд обрабатывают электротоком, чтобы проще было надеть наручники.

Причем многие американские полицейские убеждены, что шокером практически невозможно нанести вред здоровью. И нередко используют его без особой причины.

Между тем, по статистике, за время использования американскими полицейскими электрошокера устройство стало причиной 1,1 тыс. смертей среди задерживаемых. И довольно часто использование шокера становится поводом для судебных разбирательств по поводу особой жестокости при задержаниях.
Поэтому, по мнению экспертов, в РФ снаряжать подобными устройствами полицейских вряд ли было бы целесообразным. Особенно на транспорте – в поездах, в аэропортах и на вокзалах. Специалисты полагают, что электрошокер – худшее оружие самообороны. Если полицейский не умеет скрутить дебошира или забияку тем способом, который обеспечивает физподготовка, то шокер ему вряд ли поможет. И качества обеспечения безопасности на транспорте это не добавит.

Зато подобная мера обеспечит неплохой сбыт изделий, которые отечественные производители очень долго разрабатывали специально для полицейских. Причем цена этого устройства в несколько раз выше, чем у самых дорогих бытовых шокеров в свободной продаже. Рядовой гражданин подобную штуку вряд ли купит – слишком дорого, чтобы отпугивать собак в сельской местности (животные не выносят запаха озона, выделяемого при разрядах, и обычно теряют желание нападать), а для самообороны – неэффективно (злоумышленник вида шокера вряд ли убоится)…

Но не буду утомлять рассуждениями о том, почему из бюджета решено потратить солидную сумму на подобные игрушки для полицейских. Для сравнения, обычная резиновая дубинка стоит 700–800 руб., а полицейский шокер – от 12 тыс. руб.

Обращаю внимание на другое событие: в РФ решили снабжать транспортных полицейских как раз в то самое время, когда в США уже предложили своим копам безопасную альтернативу электрошокеру. Несколько полицейских департаментов Соединенных Штатов в тестовом режиме начали использовать новинку Bolowrap – девайс, подобный тому, что использует Человек-паук, сообщило информационное агентство Reuters. Устройство выбрасывает особый шнур, мгновенно опутывающий задерживаемого прочными петлями, и тем самым обездвиживает.

В России подобных инноваций нет. И, похоже, нам опять суждено идти тропой, на которой лежат старые грабли.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions