+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.05.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Северный широтный хайп

Всем известно, что в нашей стране быстрее и эффективнее всего реализуются те проекты, куда в настоящее время направлено око государево. А на сегодняшний день направлено оно в Арктику. Именно там в ближайшие годы будут реализовывать главные инфраструктурные проекты, на которые широким потоком прольются государственные средства. Один из них – Северный широтный ход – 2 (СШХ-2), который активно продвигают власти Ямала и представители частных компаний, заинтересованных в строительстве железнодорожной линии Бованенково – Сабетта. А нужен ли этот ход сети РЖД на самом деле?
Понятие СШХ-2 появилось еще в 2015 году как дополнительное средство для развития проекта «Арктик СПГ» компании «Новатэк». Его продвижением занимались власти ЯНАО и представители этой нефтегазовой компании. В качестве обоснования необходимости строительства новой железнодорожной тупиковой ветки длиной 170 км к арктическому порту Сабетта приводились расчеты о привлечении на СМП дополнительной грузовой базы в объемах до 18 млн т в год. Тогда стоимость однопутной железнодорожной ветки оценивалась в 123 млрд руб. Планировалось, что дорога будет построена на условиях концессионного соглашения с привлечением частного капитала. Правительство ЯНАО, в свою очередь, в качестве взноса предлагало земельные участки под строительство и налоговые вычеты. Тем не менее реализация проекта буксовала, количество концессионеров было очень небольшим (РЖД, «Газпром нефть», «Новатэк», впоследствии еще добавился «Росатом»), гарантом выступал государственный ВТБ. Концессионеры активности не проявляли, пытаясь договориться об увеличении государственного финансирования в той или иной форме.

И вот очередное предложение прозвучало из кабинетов власти. В подготовленном Экспертным центром при правительстве РФ Плане развития СМП до 2035 года предлагается взять из инвестпрограммы ОАО «РЖД» 80 млрд руб., предназначенных для реконструкции Северной железной дороги, и направить их на постройку СШХ-2. Эксперты центра подсчитали, что если грузы пойдут из Бованенково в Сабетту, то необходимость в расшивке узких мест на дороге и повышении пропускной способности на ряде участков отпадет сама собой.

В ОАО «РЖД» эту инициативу никак не прокомментировали. Хотя в принципе понятно, что госмонополия против. Несколько лет назад там активно поддержали проект СШХ-1, то есть строительство линии Обская – Салехард – Надым – Хорей длиной 353 км с сооружением железнодорожного моста через Обь, который позволить соединить Северную и Свердловскую железные дороги. Этот участок строится по концессионному соглашению между УК «СШХ» (структура «Спецтрансстроя», 51%) и «РЖД – Инфраструктурные проекты» (49%). Многие пункты инвестпрограммы этих дорог принимались как раз с прицелом на появление нового широтного хода. Для монополии в этом есть и смысл, и экономика. Такой проект действительно позволить привлечь дополнительные грузы на железную дорогу и получить технологические выигрыши. Кроме концессионного участка, на собственные средства ОАО «РЖД» реконструирует участки Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги (24,5 млрд руб.) и Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги (81 млрд руб.). Вот именно эти 80 млрд аналитики при правительстве и предлагают забрать у железнодорожников и передать в распоряжение строителей СШХ-2.
Победителем тендера на строительство СШХ-2 в 2015 году стала строительная группа ВИС, чьи позиции очень сильны в ЯНАО. В апреле 2019-го губернатор Ямала Дмитрий Артюхов заявлял, что отношения с ней были заморожены в связи с изменением деталей проекта, но понятно, что влияние региональных властей в нем более существенно, чем при реконструкции существующей сети РЖД. Собственно, в освоении выделенных средств и лежит основной интерес властей региона. От реализации крупного проекта территория получит как финансовую, так и имиджевую прибыль. Именно поэтому власти ЯНАО изо всех сил лоббируют СШХ-2.

Технологическая железнодорожная ветка от Бованенково к порту Сабетта была проложена «Газпромом» во время его строительства и использовалась для подвоза строительных грузов. Сегодня возить по ней фактически нечего. Именно поэтому собственник пути, компания «Газпромтранс» готова за любую мзду, а лучше с прибылью, передать дорогу необщего пользования на баланс РЖД.

В свою очередь, железнодорожники не имеют большого желания потратить лишние миллиарды (которые и так есть куда потратить) без участия других концессионеров. В ОАО «РЖД» продолжают обсуждать участие в проекте властей региона, «Газпрома», НОВАТЭКа, «Росатома». С позиций ОАО «РЖД» трудно не увидеть, что СШХ-2 не привлечет никаких грузов на сеть, а может быть интересен только для дальнейшей загрузки СМП. А раз так, то пусть моряки с портовиками и поддерживают его рублем.
Пакет арктических законов, согласно поручению президента РФ, должен поступить на обсуждение в Госдуму не позднее 1 июля 2019 года. Его составной частью является и План развития СМП до 2035 года. То, что проект Бованенково – Сабетта в существующих условиях будет стопроцентно реализован, понимают все. А это значит, что на фоне федерального масштаба рассматриваемых проектов каждый из фигурантов может немножечко выиграть, переложив расходы на другие плечи. Именно для этого в ход идут все имеющиеся аппаратные средства. И только правительство ЯНАО сможет хайпануть. Потому что в случае удачного завершения проекта СШХ-2 именно оно получит больше всех.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions