• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2019Г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.02 0 EUR ЦБ РФ 71.01 0
    BTC 11213.94 usd BTC 706225.91 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.06.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Отраслевая статистика: отчитаться так, чтобы не отчитали

Вопрос о том, кому и зачем нужна отраслевая статистика, имеет очень простой ответ. Другое дело, что фактически этих ответов два: ведомствам и госмонополиям хорошие цифры нужны, чтобы отчитываться перед государством, а бизнесу – для того, чтобы иметь более-менее достоверную информацию. Поэтому первые частенько особо не стесняются устраивать чехарду из цифр, а вторые выкручиваются как могут, пытаясь не утонуть в бушующем статистическом море.
Отраслевая статистика: отчитаться так, чтобы не отчитали
Отечественные эксперты говорят, что за рубежом профессия статистика входит в топ-10 наиболее востребованных, а вот в России пока конкретно на статистиков не учат. Возможно, поэтому Росстат, различные ведомства и госмонополии время от времени внезапно меняют методики подсчета отчетных показателей. Эти перемены волшебным образом сказываются на результатах, и жизнь на глазах становится лучше и веселее, хотя и только на бумаге.
Справедливости ради надо уточнить, что сегодня в РФ около 60 ведомств собирают и выпускают открытую статистику по большей части не в бумажном, а в электронном виде. Эксперты говорят, что от бумажек в сфере статистики скоро и вовсе откажутся. Станет ли она от этого более честной – непонятно, но знающие люди предсказывают: нас всех ждет статистическая революция. Росстат запустит новый сайт, данные откроют не только по отраслям, но и по отдельным предприятиям, будет запущен специальный проект «Понятная статистика» с объяснением методик учета, а в 2023 году и вовсе состоится мировой статистический конгресс, которого в России не было целых полтора столетия.
Но пока светлое будущее не наступило, мы имеем то, что имеем: официальная статистика исполняет зажигательные танцы, в том числе из-за изменения методик подсчета показателей. Например, в конце декабря прошлого года Росстат в пятый раз скорректировал данные о темпах роста ВВП за 2016 год и в третий раз – за 2017-й. Вместо спада в 2016-м (-0,2%) вышел рост (+0,3%), а в 2017-м показатель улучшился на 0,1% (вместо +1,5% стало +1,6%). В марте нынешнего года тот же Росстат показал резкое увеличение темпов роста промышленного производства за январь – февраль – с 1 до 4,1%, что не могло не изумить экономистов, которые предшествующие 3 месяца наблюдали в нашей экономике лишь поступательное замедление. 

Причина этих телодвижений понятна и без экспертов, тут и обычный школьник догадается, что государство попросту не всегда устраивают поступившие данные. Эксперты как раз формулируют гораздо мягче. «Обычно спрос на статистику со стороны государственных органов носит не слишком квалифицированный характер», – поясняют эти деликатные люди. Кто же тогда является ее квалифицированными потребителями? Ответ прост – представители научного и экспертного сообщества, куда входит и частный бизнес, очевидно нуждающийся в достоверной картине работы отраслей нашей экономики. 

Например, в железнодорожной отрасли статистикой активно интересуются грузоотправители, операторы подвижного состава, экспедиторы, да и многие другие. С одной стороны, тут определенно есть хорошие новости. Так, на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Раскрытие информации» благодаря изданному в свое время приказу ФАС уже несколько лет выкладываются любопытные данные о работе компании. Здесь можно найти отчеты о численности парков вагонов и локомотивов собственности РЖД, скорости доставки грузов, времени оборота вагонов и т. д. С другой стороны, просмотр отчетов и попытки соединить их с реальностью иногда озадачивают. Например, в январе нынешнего года грузоотправители дружно жаловались на снижение скорости доставки. Действительно, согласно форме 9г-8, в январе 2019 года количество брошенных поездов на сети по сравнению с январем 2018-го выросло почти вдвое – с 3857 до 7426 ед. Кстати, данные по бросанию поездов за февраль и март до сих пор не опубликованы, хотя оптимисты надеются, что это просто случайность. Но средняя скорость доставки отправок плевать хотела на брошенные поезда и в этом же январе, согласно форме 9д-5, увеличилась с 380,6 км/сут. до 400,4 км/сут. (+3,8%). На фоне роста скорости, казалось бы, должно было сократиться и время оборота вагона, но оно тоже почему-то взяло и выросло на 1,4%, до 16,08 суток (385,8 ч).

Ученые в таких случаях рекомендуют включить режим эксперта, который поможет вспомнить, что показатель общей скорости доставки груза начал заметно расти еще в 2014 году, после того как в РЖД поменяли методику учета. Во-первых, скорость улучшилась сразу же: если в 2013-м для всех видов отправок она составляла 223 км/сут., то в 2014-м равнялась уже 299,2 км/сут. Во-вторых, в любом случае и в любой период рост скорости на фоне увеличения численности брошенных поездов может означать, что бросания либо не учитывались в отчете по скорости, либо учитывались лишь частично.
Поэтому особо придирчивым и любопытным лучше использовать форму 9г-7, где содержится информация о фактической скорости доставки груза не в среднем по сети, а с отдельно взятой железной дороги на другую, причем по маршрутным, групповым и повагонным отправкам, а также контейнерным поездам. Что касается среднего показателя, то те ученые, чья компетенция не вызывает сомнений, утверждают, что настоящая скорость доставки грузовых отправок железнодорожным транспортом, очищенная от улучшений, примерно на 76–115 км/сут., или на 34–46%, ниже той, что сейчас показывают отчеты РЖД, формируемые по новой методике.

В целом насчет ведомств и госмонополий можно не беспокоиться – они отчитаются в наилучшем виде. А вот вопрос о том, на какие указатели смотреть простым смертным, остается открытым. Решений тут тоже может быть несколько, вплоть до парадоксального – взять да и начать делать разные статистические отчеты для разных целевых аудиторий. Хотя некоторые частные компании именно так и поступают: собирают свою собственную статистику и живут, опираясь на нее, а не на спущенные сверху красивые цифры.
Самым же здравым выходом из положения было бы взвешенное продумывание привязки отчетных показателей госкомпаний к реальным цифрам, характеризующим их деятельность. Логика тут простая: как только какой-то показатель госкомпании становится основой для отчета, он сразу же искажает информацию, для передачи которой и был создан. Если эту связь убрать, то и картина поменяется, может, и не в лучшую сторону, но точно станет ближе к реальности, в которой мы живем.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Чиновники решили порулить

Чиновники решили порулить
Нет такой вещи, которую невозможно было бы испортить, если взяться за дело с огоньком, энтузиазмом и при должной заинтересованности. Эту нехитрую мысль блестяще доказывают петербургские чиновники. От новой версии проекта реформы общественно городского транспорта пробирает холодный пот. Зато летом 2020 года будет горячо. Причем не только всей Северной столице, но и некоторым пригородам.
РЖД-Партнер

Вопрос о пиве, или в чем лучше перевозить скоропорт

Вопрос о пиве, или в чем лучше перевозить скоропорт
Телеграммой ОАО «РЖД» № 15099/ЦФТО от 24.06.2019 г. разрешено заключать с конкретными грузоотправителями РФ договоры перевозки на особых условиях некоторых скоропортящихся грузов в универсальных контейнерах и крытых вагонах внутри сети РЖД.
РЖД-Партнер

ПИреполох на водном транспорте: как сломалось предварительное информирование

ПИреполох на водном транспорте: как сломалось предварительное информирование
На третий день после введения в РФ обязательного предварительного информирования (ПИ) на морском транспорте Единая автоматизированная информационная система таможенных органов взяла да и легла – примерно так же, как система обработки багажа в аэропорту Шереметьево. Одновременно засбоила и популярная социальная сеть Facebook – в ней было невозможно разместить не только пост, что называется, по делу, но и фото любимого кота. Однако к утру дитя Цукерберга, пользование которым, кстати, является делом абсолютно добровольным, благополучно выздоровело – в отличие от обязательной теперь для морских перевозчиков ЕАИС ТО.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort