+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.02.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

О кошельке, ВСМ и облаках за окном самолета

Заглянул в свой кошелек и приятно улыбнулся: мягкий, кожаный, тугой. И явно не пустой. Подумалось: «А все ли умеют считать деньги?» Погуглил в поисках ответа. И мой любимый ноутбук меня озадачил: высветил кучу сайтов, с которых прямо-таки кричат: «Нет! Абсолютно не умеем!» И в качестве доказательства виртуальные советники просят вспомнить свои траты. Ну вот куда ушли на этой неделе деньги? «Не помню. Хоть убей! Словно между пальцев», – будет типичный ответ.
Типичный, пожалуй, для российского обывателя. Он хочет все и сразу. А вот в Америке не так.

В отличие от нас американцы – жуткие прагматики. Вот спрашиваю одного своего знакомого логиста: «У вас же куча цифровых сервисов? Бери мобильник и плати по нему. Мобильный банк и прочее. Но почему же вы же не спешите всем этим пользоваться. Это же инновации! – Ну и какая лично мне от этого выгода?» – удивленно вскинул брови собеседник.

Тут уже я впал в ступор, вспомнив, с каким восторгом в магазине за батон расплачивался парень с помощью новомодного гаджета, всем своим видом подчеркивая, дескать, вот я какой крутой. А вот с точки зрения американца, он глупый: ведь оператору связи за транзакцию деньги переплатил. Американец и пальцем не пошевельнет, чтобы установить программку на свой смартфон для оплаты, пока эта самая игрушка ему не позволит извлечь из электроники какую-нибудь скидку.

И чем богаче американец, тем глубже у него сидит в голове такой подход относительно собственной материальной выгоды. Вот, скажем, прелюбопытная загадка: почему в США не спешат строить новые железнодорожные высокоскоростные магистрали? Чего только нет, казалось бы, в Америке. Да все есть. Ан нет, не строят они ВСМ. Всему миру американские консультанты советуют это делать. А в США высокоскоростной железнодорожный транспорт практически не развит. Функционирует лишь одна ВСМ Вашингтон – Бостон, проходящая через Филадельфию и Нью-Йорк, хотя развитие высокоскоростных железных дорог США начали наравне с другими странами.

В прошлом году ситуацию вроде бы взялись переломить с помощью нового проекта. Однако в феврале текущего года губернатор Калифорнии объявил о сокращении проекта Калифорнийской ВСМ. Почему? Ну, проект будет стоить слишком дорого. А еще проект недостаточно прозрачен. Читай между строк: нет гарантий, что затраты окупятся. И теперь магистраль выходит укороченной – от Калифорнийской до Силиконовой долины. Короче, дорога для состоятельных любителей инноваций. В расчете, стало быть, на туристов и иностранцев.

Губернатору пришлось изрядно повертеться под насмешками репортеров, которые окрестили новую ВСМ дорогой в никуда. Как же в никуда – в эту самую Силиконовую долину. Контрактом занимается дочерняя компания немецкого железнодорожного концерна Deutsche Bahn AG в США: ведет проектирование, потом построит первый участок ВСМ и займется его оперированием. А дальше практичные американцы посмотрят, как дела у немцев пойдут. Флаг им силиконовый в руки.

В чем же причина такого поведения?

За разгадкой заглянем в Китай. Там ВСМ – предмет национальной гордости. Правда, ни на одной из конференций, где обсуждали транспорт будущего, от представителей этих самых магистралей так и не смогли добиться ответа: так окупились затраты на подобного типа сообщение в Поднебесной или нет? Руководство страны сказало: надо строить. И политическая воля явила чудеса техники стоимостью несколько триллионов долларов.

Правда, как свидетельствует статистика, ВСМ в КНР с каждым годом все больше перетягивают на себя поток пассажиров, которые летают самолетами. Это зафиксировано, в частности, в недавнем отчете The Future of Rail Opportunities for energy and the environment Международного энергетического агентства. Китай, стало быть, по-своему подходит к вопросу мудро: он не скупится на ВСМ, но экономит на самолетах.

Зато в США убеждены: самолеты выгоднее ВСМ – для них не требуется землеустройство трасс под магистрали и содержание колоссальной по стоимости инфраструктуры для их эксплуатации. Если грамотно подходить к развитию аэропортовой инфраструктуры и не перегружать ее избыточными проектами под соусом обеспечения безопасности (как это делают, например, в РФ), то авиасообщение приносит прибыль. К тому же в США серийно выпускают «Боинги», от чего образуется еще и мультипликативный эффект. А вот доход от ВСМ представляется американцам сомнительным. Точно так же, как и гиперлуп. Пусть его сначала внедрят где-нибудь в Индии.

Да что это я все про американцев рассуждаю? Вот же новость из Европы. В Министерстве инфраструктуры и транспорта Италии признали проект строительства ВСМ Турин – Лион (TAV) экономически невыгодным. Таков вердикт по итогам экспертной оценки соотношения стоимости проекта и его последующих преимуществ. Причем сумма неустойки концессионерам получается меньше убытка от дальнейшего строительства ВСМ. Официально правительство еще не приняло решения о судьбе ТАV, но, как известно, под давлением одной из двух правящих партий – «Движение «5 звезд» – склоняется к отказу от него.

Похоже, итальянцы тоже готовы летать самолетами за 6 часов и две сотни евро за билет. Что может им предложить ВСМ? Да почти то же самое (если рассматривать прямые авиарейсы лоукостерами без перекладных). Правда, в качестве удовлетворения итальянцы смогут утешиться мыслью о том, что они внесут свой вклад в защиту планеты от парниковых газов. Ведь, как утверждают в ЕС, там, где не строят ВСМ, жгут самолетами керосин и наносят непоправимый ущерб экологии. Если это так, то в ЕС следует срочно искать дотации на ТАV. На столь благородную цель для итальянцев, полагаю, просто необходимо скинуться всем налогоплательщикам Европы.
Но главное, что необходимо посоветовать европейцам, – это не делать так, как жаждут поступить в России, где планируют сразу на одном маршруте и ВСМ, и аэропорты, и скоростные автодороги. У нас бы еще и телепортационную систему могли к этому набору добавить, да технологии пока не позволяют в таком формате деньги оцифровывать.

Американцам, конечно же, подобный совет вообще не потребуется: они же прагматики. Они же умеют считать.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions