+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.11.2019 17:00:53
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Неконцептуальный плацкарт

Совсем недавно с разницей в несколько дней миру были представлены два концепта транспортных средств. Илон Маск показал в Лос-Анжелесе концепт бронированного пикапа-электромобиля Cybertruck, а Федеральная пассажирская компания в Москве – концепт плацкартного вагона. Разница между ними только одна: футуристических пикапов мы еще не видели, а счет плацкартных вагонов идет на тысячи.
Напомню, что концептом называют инновационную идею, несущую в себе созидательный смысл или продукт, который эту идею иллюстрирует и симоволизирует. В принципе, плацкартный вагон можно назвать концептом. Было. Лет 100 назад. Когда в России додумались, что пассажиры могут не только сидеть, но и лежать во время поездки по железной дороге. И концепт этот был отечественным изобретением, концепцию которого наша страна даже экспортировала в некоторые дружественные страны, например Китай. Впервые он появился еще в XIX веке и назывался вагоном III класса открытого типа. Предназначался он для перевозки простолюдинов и нижних чинов, публика почище пользовалась вагонами II и I классов, которые сегодня носят названия купейных и СВ. Справедливости ради нужно отметить, что существовали еще и вагоны IV класса, то есть общие, билеты в которые продавали без указания места. В раннесоветские времена буржуазные капризы вроде душа в поезде стали не нужны, общий вагон стал единственной формой проезда. Однако со временем нравы смягчились, и его заменил плацкартный вагон. А ужасом для пассажира стала фраза билетного кассира: «Остались только боковые полки около туалета».
Толчок к новейшей истории плацкартного вагона незадолго до ухода с поста президента ОАО «РЖД» дал Владимир Якунин, который назвал этот тип подвижного состава коллективным стриптизом на 70 человек, который не соответствует нашим представлениям на право личности на безопасность и интимность. Во время посещения Тверского вагоностроительного завода, где в то время как раз наладили выпуск двухэтажных вагонов, В. Якунин заявил, что плацкартные вообще выпускать больше не нужно, их стоит заменить купейными и сидячими.

Напомню, что тогда вовсю обсуждался концепт строительства высокоскоростной дороги до Казани и даже до Пекина. А на ВСМ, как все знают, вагоны как раз сидячие. Лежать там некогда, потому что поезд быстро довезет пассажира до станции назначения. Но к 2019 году от этого концепта практически отказались. Идет вялое обсуждение возможности строительства ВСМ между двумя столицами. А это значит, что жителям Казани и прочих городов и весей нашей страны придется передвигаться по обычной схеме «колесо-рельс» со скоростями движения в лучшем случае до 160 км/ч, а в реальности – заметно меньше. Поэтому от концепта ВСМ плавно переходим к концепту плацкартного вагона.

А концепция концепта, как видно из фотографий, не очень-то пространна. Разговор идет о наличии столиков у пассажиров верхних полок, шторок у нижних и полочек у всех вместе. Может быть, конструкторам удастся выкроить место для дополнительного багажного отсека и автомата по продаже батончиков и лимонада возле купе проводника. Да-да, там еще новые материалы отделки и свежие цвета, но неужели сегодня этого достаточно для слова «концепт»?

Эпоха научно-технического прогресса началась давно, а общество привыкло к тому, что технические новинки падают на голову потребителей с космической скоростью. Сотовая связь, появившаяся в широком доступе 25 лет назад, стала частью жизни. Робототехника уже применяется в быту. Широко тестируются беспилотные транспортные средства. Список можно продолжать и продолжать. Да, в то время как в магазине можно купить разного рода роботов, кто-то продолжает выпускать швабры, вилы, керосиновые лампы и автомобиль Lada 4x4. На них до сих пор есть спрос. И потребитель хочет, чтобы швабра хорошо убирала, вилы не гнулись, керосиновые лампы горели… Но согласитесь, что рекламная кампания «Новый концепт керосиновой лампы» или «Новый концепт вазовской «копейки» выглядит как-то несуразно?

Да, плацкартные вагоны в нашей стране нужны и будут нужны еще долго. Потому что сеть железных дорог является единственным средством транспортной доступности для многих людей, а стоимость билетов в плацкарт регулируется государством. Единственный заказчик плацкартных вагонов – Федеральная пассажирская компания – до 2025 года более 90% своих инвестиций направит на закупку нового подвижного состава, в результате чего планируется заменить 35% парка. В рамках этого плана на Тверском вагоностроительном заводе размещен долгосрочный контракт на сумму 237 млрд руб. на изготовление 3,7 тыс. пассажирских вагонов на локомотивной тяге, из которых многие будут как раз плацкартными.
Но зачем называть этот привычный и, можно сказать, классический тип вагона многообещающим словом «концепт»? Достаточно всего лишь сделать его удобным, современным исходя из современных технических тенденций. Сюда подойдут слова «модель», «модификация», «тип». И все будут довольны.

При этом концепты нам тоже очень нужны. Нашим железным дорогам не хватает футуризма, образа, устремленного в будущее, как это демонстрируют те же китайцы со своей программой развития высокоскоростного движения или внедрения принципиально новых транспортных систем наподобие маглев. Так что, дорогие читатели, продолжаем ездить в плацкарте и ждать настоящих концептов от их производителей. Или от Илона Маска.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions