+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.10.2020 17:00:28
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Не контрабанда, а мелкотоварная логистика?

В США разгорелся контрабандный скандал с «российским» следом. Несколько россиян и американцев российского происхождения обвинены Генпрокуратурой США в незаконном импорте гаджетов. Предприимчивые контрабандисты скупали новые и б/у устройства и перенаправляли их для продажи в РФ. Не гнушалась команда и скупкой краденого. В преступной схеме американские правоохранители обвинили и сотрудников одной из российских авиакомпаний, служебное положение которых облегчало задачи криминальной логистике.
Когда я читаю подобные новости, на память приходит фраза из старого доброго советского мультфильма про космические приключения: «Мы не бандиты, мы благородные пираты». Ведь история про малолегальные поставки продукции Apple в Россию – это, скорее, не о преступлении, а о любви наших сограждан к гаджетом с надкусанным яблоком на обороте. Конечно, мелкооптовый ввоз электронных устройств в России нарушал не только американское, но и отечественное таможенное законодательство. Но разве не благородно помочь московским хипстерам и хипстеркам, не всем из которых по карману покупать новые поколения гаджетов за шестизначные цифры? Подумаешь, какие-то $50 млн… Ведь как говорил другой литературный персонаж (кстати, тоже контрабандистского склада), «дело-то житейское»!

Гораздо важнее другое обстоятельство. Американские власти уже в связи с этим уголовным делом аннулировали визы у 113 сотрудников российской авиакомпании! То есть речь идет не о каких-то единичных нарушениях, а о широком сотрудничестве экипажей воздушных судов и контрабандистов. Почему люди идут на такой бизнес, рискуя потерять хорошую работу и довольно высокий заработок? Ответ, полагаю, один: из-за денег.

Ситуация с доходами сотрудников российских авиакомпаний далека от идеальной. Отрасль все время лихорадит. В 2018 и 2019 гг. постоянный рост цен на топливо. В 2020-м обвал перевозок из-за пандемии. Рост издержек, снижение прибыли и на фоне этого – недостаточная или никакая индексация зарплат сотрудникам. Уже несколько лет назад в отрасли заметна миграция пилотов в иностранные авиакомпании, чаще всего развивающихся стран. В странах ЮВА или Африки российские пилоты получают больше, чем у себя на родине. Ситуация с зарплатами для экипажей воздушных судов неоднократно оказывалась в центре внимания СМИ и госрегуляторов. При этом деятельность профсоюзов на транспорте находится под огромным давлением по причине государственных интересов и вопросов безопасности перевозок.

Во время этих конфликтов выяснилось, что, например, в одной из крупнейших российских авиакомпаний в конце 2019 года белая зарплата бортпроводника составляла всего 25 тыс. руб. в месяц. Остальные деньги выдавались полуофициально и в справках 2-НДФЛ не учитывались. А ведь речь идет о компании с государственным участием. Получается, что собственники и менеджмент авиакомпаний, которых, кстати, обвиняют в довольно высоких дивидендных выплатах по итогам работы за последние годы, практически подталкивают персонал к психологии средневековых кормлений. «Я тебя на должность посадил, а ты уж сам кормись как-нибудь». Ну, народ и выходит из положения.

Причем ведь история с авиаторами не единственная. В начале этого года власти приграничных с Россией городов Финляндии тоже вводили ограничения на такую «народную» логистику. В Лаппеенранте и Иматре запретили продавать в супермаркетах более 5 кг сыра в одни руки. Стоимость обычных полутвердых сыров в соседней стране не превышает €5–6, что делает их перепродажу в Санкт-Петербурге и области выгодным делом. Сегодня, несмотря на пандемию и санкции, их можно купить в разных лавчонках по цене в 1200–1300 руб. за килограмм. В отсутствие турпотока понятно, что поставщиками этой санкционки могут быть только водители, осуществляющие межгосударственные перевозки. Возможно, делают они это не без покладистого отношения таможенников, но это уже не наша история.

Несколько лет назад, во время развития шоп-туров в Финляндию, наиболее бюджетным способом поездок в эту страну стали автобусные туры. Перевозчики предлагали маршруты в любые города и аэропорты соседней страны по ценам в несколько раз ниже, чем по железной дороге или на самолете. До ближайшей к границе Лаппеенранте можно было доехать за 500 руб., а до Хельсинки – за 800. Но чтобы получить скидку с тарифа перевозчика, туристы должны были взять на себя обязательства по мелкотоварной логистике. Им всего лишь надо было задекларировать на границе один блок сигарет, которые они провозили якобы для личных нужд. Люди заходили в автобус, а на сиденьях были уже разложены эти блоки, которые в конце поездки нужно было вернуть водителю. Соответственно эти легализованные сигареты сбывались местным перекупщикам, улучшая финансовые показатели работы автоперевозчиков.

Примерно по такой же схеме происходит серый экспорт российского продовольствия в Китай, емкость которого эксперты оценивают в сотни миллиардов юаней.

Мы не знаем подробностей контрабандного импорта американских айфонов, но, скорее всего, происходил он хоть и за большие деньги, но по той же схеме. За некую мзду экипажи воздушных судов перевозили под видом личных вещей или оборудования партии айфонов и айпадов и передавали их на родине курьерам, повышая таким образом свой доход.

Не стоит искать в данном случае какой-то особенной порочности сотрудников именно российских компаний, потому что контрабанде покорны все нации. Достаточно вспомнить поэтизацию алкогольной контрабанды в США во время сухого закона, которая стала чуть ли не частью национальной мифологии. А вот извлечь поучительный урок, что сотрудники авиакомпании с известным во всем мире именем готовы идти если не на преступление, то на нарушение должностных инструкций за лишний доллар, нужно. Кажется, именно в такой логике наше правительство объясняло процесс повышения жалованья для чиновников: людям, причастным к благам и деньгам, нужно платить столько, чтобы выгода от взятки не превышала риск лишиться тех благ, которые дает должностной оклад. Тогда контрабандной и вредной для имиджа логистики будет меньше.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions