+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.05.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Мусор – это золото. Но не для всех

Кто бы думал, что такие страсти разгорятся из-за мусора! Все началось с того, что из-за протестов населения в Подмосковье закрыли несколько гигантских свалок мусора. А куда девать горы бытовых отходов из столицы?
Решили вывозить их на Север, в тайгу, где медведи явно митинги устраивать не будут. А куда еще везти – не на Луну же?

Выбор пал на крошечную станцию Шиес, которая была закрыта для грузовых операций лет двадцать назад. Там, неподалеку от поселка Урдома, и решили построить огромную площадку для складирования миллионов тонн столичного мусора, упакованного в полиэтиленовые брикеты. Властям Архангельской области обещали в качестве дивидендов пристроить к общей куче и часть местных отходов.

ОАО «РЖД» готово было уже в этом году запустить «мусорные поезда» из Москвы в Шиес. На этом проекте можно ведь неплохо заработать. Еще 2 года назад в преддверии «мусорной реформы» перевозку ТБО включили в тарифный Прейскурант № 10-01, и теперь возить их выгоднее, чем уголь. Объемы предполагались немалые: доставка только в Шиес от 500 тыс. до 1 млн т брикетированных отходов ежегодно в течение 20 лет. А таких Шиесов на Севере – посчитай-ка….

Работы развернули немедля. Строительную технику пригнали, площадку расчистили от леса, уже и болото начали засыпать. Но тут заволновались местные жители: мы, мол, в лес по грибы-ягоды ходим, а вы там помойку хотите сделать? Митинговать начали в Урдоме, а потом люди в Архангельске и Сыктывкаре выходили на площади с плакатами «Поморье не помойка!» В самом Шиесе дело дошло до прямых столкновений защитников леса с сотрудниками ЧОПа. В общем, закипели страсти…

Дело дошло до президента, тот распорядился учесть мнение жителей. И губернатор Архангельской области Игорь Орлов тут же решил отыграть назад, заявив, что на сегодняшний день и технического проекта нет, и он-де не прошел еще Госэкспертизу. Поэтому нельзя утверждать, что будет нанесен урон окружающей среде.

«А что же тогда строят в Шиесе?» – спросили губернатора. И он опять увильнул от ответа: мол, на своей станции РЖД могут делать, что хотят.

Странное дело: в конце прошлого года местные власти вместе с представителями ООО «Технопарк» с восторгом рассказывали об уникальном проекте под названием «Экотехнопарк «Шиес». А тут вдруг – и проекта еще нет, и экспертиза не проводилась. Словом, я не я, да и хата не моя.

Тогда обещали: все будет чисто, красиво – мусор землей завалят, а сверху кустарничек высадят. Но никто этим сказкам не поверил. Да вы прикиньте: свалка высотой с 20-этажный дом и сверху – цветочки?!

Тут и экологи засуетились, вспомнили о том, что за рубежом брикетирование и захоронение ТБО опробовали еще в 1960-х годах прошлого века и отказались от него, поскольку стоит дорого и экологии вредит. А мы-то зачем эту замшелую идею за инновацию принимаем?

Но с мусором что делать? Если верить статистике, ежегодно в стране образуется не менее 70 млн т бытовых отходов. С начала 2000-х годов их количество увеличилось более чем в 2 раза. Хотите знать, почему? Помните, как смеялись над советскими авоськами и бумажными кульками, а ведь зря смеялись. Они легко утилизируются в отличие от современной упаковки из полиэтилена, который не гниет, а разлагаться будет лет сто. К тому времени вся страна утонет в помойках и свалках.

Правда, опасность эту уже осознали. В рамках нацпроекта «Экология» разработана федеральная программа «Чистая страна», по которой планируется построить 220 заводов по сортировке и переработке отходов.

Первые пять мусоросжигающих завода появятся уже к 2021 году: четыре в Московском регионе и один в Татарстане. Строительство первого МСЗ уже идет. На этих заводах будут использовать японско-швейцарскую технологию компании Hitachi Zosen Inova. Говорят, она уникальна. Ну кто бы в этом сомневался? Все, что за большие деньги за границей куплено, просто обязано быть уникальным.

Но вот только эта технология далеко не новая. От нее в СССР отказались еще в 1970−1980-х годах из-за дорогостоящей проблемы очистки газов после сжигания мусора от крайне ядовитых диоксинов. Загрязнение ими почвы делает территорию непригодной для жизни минимум на 100 лет. Кроме того, при сжигании ТБО образуются еще и токсичные шлаки, для которых необходимо строить специальные полигоны для захоронения.

Впрочем, для нас сегодня это не проблема. В России едва ли найдешь лабораторию, где делают анализ на диоксины. Вдобавок сегодняшние нормы ПДК вредных веществ в воздухе, как сообщил недавно Greenpeace, в 60 раз превышают те, что действовали еще 10 лет назад. А с нормативами советских времен их и сравнивать страшно. То есть откроют у вас под боком такой заводик, и потом жалуйся не жалуйся, ответ один: «Превышение ПДК не зафиксировано». Мы это не раз уже слышали: люди пишут, что рядом со свалками дышать нечем, а им – про нормы ПДК.

Хотя в Швейцарии МСЗ стоят в жилых кварталах и никто не жалуется. Но на этих заводах сжигают специально отобранный органический мусор, а в России его сортировкой никто не занимается. В Москве установили несколько ярких колоколов-емкостей для раздельного сбора мусора, но, судя по их количеству, больше для выставки, чем для дела.

Операторы мусорного бизнеса умалчивают и о том, что в 2017 году Еврокомиссия рекомендовала странам ЕС ввести мораторий на строительство новых мусоросжигательных заводов и начать вывод из эксплуатации старых, предложив уделять больше внимания предприятиям по переработке органических отходов в биогаз и удобрения. Кстати, и в США количество действующих МСЗ уже сократилось с 187 до 77 из-за негативного воздействия выбросов на окружающую среду.

Наверное, выводимые из эксплуатации в Европе МСЗ и покупают для нашей страны. Причем по цене, в несколько раз превышающей их реальную стоимость. Так, на первые пять заводов планируется потратить 150 млрд руб.

Но зачем они нам, если есть российские аналоги гораздо лучше и по цене, и по качеству? На недавнем Московском социально-экономическом форуме представитель Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса Владимир Краснов рассказал о технологии, которую разработал бывший главный технолог Норильского горно-металлургического комбината, д. т. н. Владимир Иванов. Вот ее суть: ТБО сжигаются в специальной печи в жидком расплаве при температуре 1500°C. Ее опробовали ещё в 1996 году, первый опыт показал, что выбросы при этом намного меньше ПДК. Потом испытания проводил институт «Гинцветмет» совместно с Московским институтом стали и сплавов. И тоже успешно. Положительное заключение дала и Государственная экологическая экспертиза.

У этой отечественной технологии есть еще одно важное преимущество – цена. Зарубежные заводы покупают по 30–35 млрд руб., срок их окупаемости – 18 лет.

«Мы же предлагаем экологически чистый завод, который будет перерабатывать 500 тыс. т отходов в год, его стоимость 4,7 млрд руб., а срок окупаемости – около 3 лет, – сказал В. Краснов. – Из ТБО будет получаться гранулированный шлак, его можно будет использовать в производстве строительных материалов. Вырабатываемая электроэнергия – до 70 МВт – пойдет на нужды предприятий и населения. Завод может обеспечивать теплом и электроэнергией тепличное хозяйство площадью более 30 га».

Казалось бы, преимущества очевидны. Есть и другие российские ноу-хау. Почему ими пренебрегают? Наверное, потому, что, займись ими – пилить будет нечего.

Кстати, за рубежом можно позаимствовать другой опыт. Недавно в Москве побывал Даниэль Диэнтони, руководитель Департамента снабжения города Роттердама (Нидерланды). Он рассказывал, что там сделали ставку на полную переработку всех отходов. И разработали программу под названием «Мусор – это золото». Пластик, стекло, бумага, металл, органика идут на производство таких вещей, как дорожное покрытие, материалы для строительства домов, мебели, архитектурных форм в парках, сувенирную продукцию, посуду и т. д. За счет этой программы в Роттердаме создано более 7 тыс. рабочих мест и в городской бюджет ежегодно поступает не менее €10 млрд.

Но нашей стране деньги, по-видимому, не нужны. Поэтому у нас иной путь: купить втридорога устаревший завод, а потом потратить не меньше средств, чтобы загладить экологический ущерб.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions