+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.05.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Мусор – это золото. Но не для всех

Кто бы думал, что такие страсти разгорятся из-за мусора! Все началось с того, что из-за протестов населения в Подмосковье закрыли несколько гигантских свалок мусора. А куда девать горы бытовых отходов из столицы?
Решили вывозить их на Север, в тайгу, где медведи явно митинги устраивать не будут. А куда еще везти – не на Луну же?

Выбор пал на крошечную станцию Шиес, которая была закрыта для грузовых операций лет двадцать назад. Там, неподалеку от поселка Урдома, и решили построить огромную площадку для складирования миллионов тонн столичного мусора, упакованного в полиэтиленовые брикеты. Властям Архангельской области обещали в качестве дивидендов пристроить к общей куче и часть местных отходов.

ОАО «РЖД» готово было уже в этом году запустить «мусорные поезда» из Москвы в Шиес. На этом проекте можно ведь неплохо заработать. Еще 2 года назад в преддверии «мусорной реформы» перевозку ТБО включили в тарифный Прейскурант № 10-01, и теперь возить их выгоднее, чем уголь. Объемы предполагались немалые: доставка только в Шиес от 500 тыс. до 1 млн т брикетированных отходов ежегодно в течение 20 лет. А таких Шиесов на Севере – посчитай-ка….

Работы развернули немедля. Строительную технику пригнали, площадку расчистили от леса, уже и болото начали засыпать. Но тут заволновались местные жители: мы, мол, в лес по грибы-ягоды ходим, а вы там помойку хотите сделать? Митинговать начали в Урдоме, а потом люди в Архангельске и Сыктывкаре выходили на площади с плакатами «Поморье не помойка!» В самом Шиесе дело дошло до прямых столкновений защитников леса с сотрудниками ЧОПа. В общем, закипели страсти…

Дело дошло до президента, тот распорядился учесть мнение жителей. И губернатор Архангельской области Игорь Орлов тут же решил отыграть назад, заявив, что на сегодняшний день и технического проекта нет, и он-де не прошел еще Госэкспертизу. Поэтому нельзя утверждать, что будет нанесен урон окружающей среде.

«А что же тогда строят в Шиесе?» – спросили губернатора. И он опять увильнул от ответа: мол, на своей станции РЖД могут делать, что хотят.

Странное дело: в конце прошлого года местные власти вместе с представителями ООО «Технопарк» с восторгом рассказывали об уникальном проекте под названием «Экотехнопарк «Шиес». А тут вдруг – и проекта еще нет, и экспертиза не проводилась. Словом, я не я, да и хата не моя.

Тогда обещали: все будет чисто, красиво – мусор землей завалят, а сверху кустарничек высадят. Но никто этим сказкам не поверил. Да вы прикиньте: свалка высотой с 20-этажный дом и сверху – цветочки?!

Тут и экологи засуетились, вспомнили о том, что за рубежом брикетирование и захоронение ТБО опробовали еще в 1960-х годах прошлого века и отказались от него, поскольку стоит дорого и экологии вредит. А мы-то зачем эту замшелую идею за инновацию принимаем?

Но с мусором что делать? Если верить статистике, ежегодно в стране образуется не менее 70 млн т бытовых отходов. С начала 2000-х годов их количество увеличилось более чем в 2 раза. Хотите знать, почему? Помните, как смеялись над советскими авоськами и бумажными кульками, а ведь зря смеялись. Они легко утилизируются в отличие от современной упаковки из полиэтилена, который не гниет, а разлагаться будет лет сто. К тому времени вся страна утонет в помойках и свалках.

Правда, опасность эту уже осознали. В рамках нацпроекта «Экология» разработана федеральная программа «Чистая страна», по которой планируется построить 220 заводов по сортировке и переработке отходов.

Первые пять мусоросжигающих завода появятся уже к 2021 году: четыре в Московском регионе и один в Татарстане. Строительство первого МСЗ уже идет. На этих заводах будут использовать японско-швейцарскую технологию компании Hitachi Zosen Inova. Говорят, она уникальна. Ну кто бы в этом сомневался? Все, что за большие деньги за границей куплено, просто обязано быть уникальным.

Но вот только эта технология далеко не новая. От нее в СССР отказались еще в 1970−1980-х годах из-за дорогостоящей проблемы очистки газов после сжигания мусора от крайне ядовитых диоксинов. Загрязнение ими почвы делает территорию непригодной для жизни минимум на 100 лет. Кроме того, при сжигании ТБО образуются еще и токсичные шлаки, для которых необходимо строить специальные полигоны для захоронения.

Впрочем, для нас сегодня это не проблема. В России едва ли найдешь лабораторию, где делают анализ на диоксины. Вдобавок сегодняшние нормы ПДК вредных веществ в воздухе, как сообщил недавно Greenpeace, в 60 раз превышают те, что действовали еще 10 лет назад. А с нормативами советских времен их и сравнивать страшно. То есть откроют у вас под боком такой заводик, и потом жалуйся не жалуйся, ответ один: «Превышение ПДК не зафиксировано». Мы это не раз уже слышали: люди пишут, что рядом со свалками дышать нечем, а им – про нормы ПДК.

Хотя в Швейцарии МСЗ стоят в жилых кварталах и никто не жалуется. Но на этих заводах сжигают специально отобранный органический мусор, а в России его сортировкой никто не занимается. В Москве установили несколько ярких колоколов-емкостей для раздельного сбора мусора, но, судя по их количеству, больше для выставки, чем для дела.

Операторы мусорного бизнеса умалчивают и о том, что в 2017 году Еврокомиссия рекомендовала странам ЕС ввести мораторий на строительство новых мусоросжигательных заводов и начать вывод из эксплуатации старых, предложив уделять больше внимания предприятиям по переработке органических отходов в биогаз и удобрения. Кстати, и в США количество действующих МСЗ уже сократилось с 187 до 77 из-за негативного воздействия выбросов на окружающую среду.

Наверное, выводимые из эксплуатации в Европе МСЗ и покупают для нашей страны. Причем по цене, в несколько раз превышающей их реальную стоимость. Так, на первые пять заводов планируется потратить 150 млрд руб.

Но зачем они нам, если есть российские аналоги гораздо лучше и по цене, и по качеству? На недавнем Московском социально-экономическом форуме представитель Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса Владимир Краснов рассказал о технологии, которую разработал бывший главный технолог Норильского горно-металлургического комбината, д. т. н. Владимир Иванов. Вот ее суть: ТБО сжигаются в специальной печи в жидком расплаве при температуре 1500°C. Ее опробовали ещё в 1996 году, первый опыт показал, что выбросы при этом намного меньше ПДК. Потом испытания проводил институт «Гинцветмет» совместно с Московским институтом стали и сплавов. И тоже успешно. Положительное заключение дала и Государственная экологическая экспертиза.

У этой отечественной технологии есть еще одно важное преимущество – цена. Зарубежные заводы покупают по 30–35 млрд руб., срок их окупаемости – 18 лет.

«Мы же предлагаем экологически чистый завод, который будет перерабатывать 500 тыс. т отходов в год, его стоимость 4,7 млрд руб., а срок окупаемости – около 3 лет, – сказал В. Краснов. – Из ТБО будет получаться гранулированный шлак, его можно будет использовать в производстве строительных материалов. Вырабатываемая электроэнергия – до 70 МВт – пойдет на нужды предприятий и населения. Завод может обеспечивать теплом и электроэнергией тепличное хозяйство площадью более 30 га».

Казалось бы, преимущества очевидны. Есть и другие российские ноу-хау. Почему ими пренебрегают? Наверное, потому, что, займись ими – пилить будет нечего.

Кстати, за рубежом можно позаимствовать другой опыт. Недавно в Москве побывал Даниэль Диэнтони, руководитель Департамента снабжения города Роттердама (Нидерланды). Он рассказывал, что там сделали ставку на полную переработку всех отходов. И разработали программу под названием «Мусор – это золото». Пластик, стекло, бумага, металл, органика идут на производство таких вещей, как дорожное покрытие, материалы для строительства домов, мебели, архитектурных форм в парках, сувенирную продукцию, посуду и т. д. За счет этой программы в Роттердаме создано более 7 тыс. рабочих мест и в городской бюджет ежегодно поступает не менее €10 млрд.

Но нашей стране деньги, по-видимому, не нужны. Поэтому у нас иной путь: купить втридорога устаревший завод, а потом потратить не меньше средств, чтобы загладить экологический ущерб.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions