• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.87 0.04 EUR ЦБ РФ 71.24 0.09
    BTC 8135.71 usd BTC 530448.29 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.09.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Маневры вокруг реформы. Столкнется ли либерализация железнодорожных перевозок с правом вето?

В конце августа Министерство транспорта представило на обсуждение новый проект федерального закона, который регулирует вопросы комплексного транспортного обслуживания. Изюминкой этого документа является включение в него модели недискриминационного доступа к железнодорожным пассажирским перевозкам и создание полноценного института независимых перевозчиков. Положения данного законопроекта идеологически близки основным принципам Целевой модели рынка железнодорожных перевозок до 2025 года, проект которой также разработан Минтрансом и сейчас проходит непростой процесс обсуждения в причастных ведомствах.
Маневры вокруг реформы. Столкнется ли либерализация железнодорожных перевозок с правом вето?
РЖД-Партнер очень внимательно анализировал оба эти документа, обсуждение, уверен, будет продолжено. Я же в данной публикации, приняв как данность тот факт, что документы имеют ярко выраженную реформаторскую направленность, хотел бы поговорить о возможностях их принятия или в данной редакции, или в близкой ей.

Хотел бы напомнить, что реформирование в сфере железнодорожных пассажирских перевозок вышло на первый план после того, как попытки согласовать интересы при разработке Целевой модели рынка железнодорожных грузовых перевозок окончательно зашли в тупик. Не удалось достичь компромисса ни в тот момент, когда за разработку документа отвечало Минэкономразвития, ни тогда, когда эти функции были переданы Минтрансу. Камень преткновения – создание института частных перевозчиков и допуск на сеть частной локомотивной тяги. При этом в последних редакциях эти положения имели даже более консервативный вид, нежели в предыдущей Целевой модели до 2015 года, выполнение которой так, по сути, никем и не итожилось. РЖД выступают категорически против, приводя в качестве аргументов риски технологического дисбаланса и существенного выпадения доходов, так как независимые перевозчики будут работать на заведомо наиболее выгодных маршрутах. При этом основные грузовладельцы заняли нейтральную позицию, а те компании-операторы, которые имеют в наличии локомотивный парк, заняты сохранением позиций при отправлении грузов поездными формированиями и не слишком активным ожиданием чего-то большего.

Между тем процессы последнего времени свидетельствуют о том, что данная неактивность может иметь временные ограничения. Участники рынка выражают все большую заинтересованность в институциональных изменениях на железнодорожном транспорте, которые позволят активизировать процесс привлечения частных инвестиций в отрасль и сделать ускорение в ее конкурентоспособности в сравнении с другими видами транспорта.

Рынок пассажирских перевозок более локальный, легче просчитываемый с точки зрения и финансовых моделей, и технологий, он, в конце концов, выглядит более похожим на другие виды транспорта, где либерализация была проведена давным-давно и воспринимается как естественное состояние. Плюс расчеты, которые, по мысли разработчиков Целевой модели, указывают на несбалансированность финансовой модели ОАО «ФПК», не позволяющей обеспечить воспроизводство парка без существенного роста долговой нагрузки. Да и результаты, выражаемые в падении и объемов межрегиональных железнодорожных перевозок, и доли рынка говорят сами за себя. Отсюда основные постулаты необходимых изменений, ставящие в качестве цели увеличение доли независимых перевозчиков в дальних перевозках до 10% и допуск на сеть частной локомотивной тяги. Не так, в общем, и много. Но именно эти положения вызвали несогласие РЖД. Компания, кстати, в своей долгосрочной программе развития до 2025 года относит либерализацию и рынка грузовых, и рынка пассажирских перевозок к существенным рискам, особенно это касается финансовых показателей.

Такой интерес к предложениям Минтранса в сфере пассажирских железнодорожных перевозок, где количество независимых интересантов гораздо меньше, чем в грузовых, все-таки неслучаен. Ситуация вокруг этих документов, словно лакмусовая бумажка, продемонстрирует, продолжится или подойдет к концу длящаяся уже 10-летие эпоха институционального застоя на железнодорожном транспорте. Нет видимых оснований считать, что по образцу конца 1990-х – начала 2000-х гг. будет сверху проявлена политическая воля, скорее всего, процесс будет отдан на откуп специалистам. А это значит, что будет необходим компромисс. И в случае если у участников этого процесса наличествует право вето, то нам всем останется наблюдать за этими маневрами даже не из спортивного интереса. Если такого права нет, варианты возможны. В РЖД, например, оценивают вероятность либерализации перевозочного рынка в 5–20%. В каждом из секторов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

В двух шагах от красной черты

В двух шагах от красной черты
Каждый год с вагонами у нас беда: то дефицит – грузить не во что, то профицит, от которого сеть задыхается. Все равно что стихийное бедствие. Хотя оно предсказуемо. И соломку можно подостлать заранее, не дожидаясь, пока гром грянет.
РЖД-Партнер

Питерское метро: как бы чего не вышло...

Питерское метро: как бы чего не вышло...
Так получилось, что большую часть своей жизни я проживаю в Питере на проспекте Славы – как раз напротив того места, где сегодня произошло уникальное во всех смыслах событие. Горемычную станцию планировалось торжественно, со всеми атрибутами, открыть, но в результате… она так и  не была открыта.
РЖД-Партнер

Квантовый скачок РЖД

Квантовый скачок РЖД
Когда речь идет о распределенной сети коммуникаций в масштабе страны, то понятно, что возникает желание прокачивать Большие данные по ней быстрее и лучше защитить ее от взлома. Традиционные системы, говорят, имеют уязвимости. Поэтому сейчас взоры обращены на квантовые технологии.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort