• Ставка на полувагон
    2057
    0 %
    руб./сут.
    июнь 2019
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2019Г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.32 -0.11 EUR ЦБ РФ 72.11 -0.59
    BTC 9183.63 usd BTC 590690.16 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.09.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Маневры вокруг реформы. Столкнется ли либерализация железнодорожных перевозок с правом вето?

В конце августа Министерство транспорта представило на обсуждение новый проект федерального закона, который регулирует вопросы комплексного транспортного обслуживания. Изюминкой этого документа является включение в него модели недискриминационного доступа к железнодорожным пассажирским перевозкам и создание полноценного института независимых перевозчиков. Положения данного законопроекта идеологически близки основным принципам Целевой модели рынка железнодорожных перевозок до 2025 года, проект которой также разработан Минтрансом и сейчас проходит непростой процесс обсуждения в причастных ведомствах.
Маневры вокруг реформы. Столкнется ли либерализация железнодорожных перевозок с правом вето?
РЖД-Партнер очень внимательно анализировал оба эти документа, обсуждение, уверен, будет продолжено. Я же в данной публикации, приняв как данность тот факт, что документы имеют ярко выраженную реформаторскую направленность, хотел бы поговорить о возможностях их принятия или в данной редакции, или в близкой ей.

Хотел бы напомнить, что реформирование в сфере железнодорожных пассажирских перевозок вышло на первый план после того, как попытки согласовать интересы при разработке Целевой модели рынка железнодорожных грузовых перевозок окончательно зашли в тупик. Не удалось достичь компромисса ни в тот момент, когда за разработку документа отвечало Минэкономразвития, ни тогда, когда эти функции были переданы Минтрансу. Камень преткновения – создание института частных перевозчиков и допуск на сеть частной локомотивной тяги. При этом в последних редакциях эти положения имели даже более консервативный вид, нежели в предыдущей Целевой модели до 2015 года, выполнение которой так, по сути, никем и не итожилось. РЖД выступают категорически против, приводя в качестве аргументов риски технологического дисбаланса и существенного выпадения доходов, так как независимые перевозчики будут работать на заведомо наиболее выгодных маршрутах. При этом основные грузовладельцы заняли нейтральную позицию, а те компании-операторы, которые имеют в наличии локомотивный парк, заняты сохранением позиций при отправлении грузов поездными формированиями и не слишком активным ожиданием чего-то большего.

Между тем процессы последнего времени свидетельствуют о том, что данная неактивность может иметь временные ограничения. Участники рынка выражают все большую заинтересованность в институциональных изменениях на железнодорожном транспорте, которые позволят активизировать процесс привлечения частных инвестиций в отрасль и сделать ускорение в ее конкурентоспособности в сравнении с другими видами транспорта.

Рынок пассажирских перевозок более локальный, легче просчитываемый с точки зрения и финансовых моделей, и технологий, он, в конце концов, выглядит более похожим на другие виды транспорта, где либерализация была проведена давным-давно и воспринимается как естественное состояние. Плюс расчеты, которые, по мысли разработчиков Целевой модели, указывают на несбалансированность финансовой модели ОАО «ФПК», не позволяющей обеспечить воспроизводство парка без существенного роста долговой нагрузки. Да и результаты, выражаемые в падении и объемов межрегиональных железнодорожных перевозок, и доли рынка говорят сами за себя. Отсюда основные постулаты необходимых изменений, ставящие в качестве цели увеличение доли независимых перевозчиков в дальних перевозках до 10% и допуск на сеть частной локомотивной тяги. Не так, в общем, и много. Но именно эти положения вызвали несогласие РЖД. Компания, кстати, в своей долгосрочной программе развития до 2025 года относит либерализацию и рынка грузовых, и рынка пассажирских перевозок к существенным рискам, особенно это касается финансовых показателей.

Такой интерес к предложениям Минтранса в сфере пассажирских железнодорожных перевозок, где количество независимых интересантов гораздо меньше, чем в грузовых, все-таки неслучаен. Ситуация вокруг этих документов, словно лакмусовая бумажка, продемонстрирует, продолжится или подойдет к концу длящаяся уже 10-летие эпоха институционального застоя на железнодорожном транспорте. Нет видимых оснований считать, что по образцу конца 1990-х – начала 2000-х гг. будет сверху проявлена политическая воля, скорее всего, процесс будет отдан на откуп специалистам. А это значит, что будет необходим компромисс. И в случае если у участников этого процесса наличествует право вето, то нам всем останется наблюдать за этими маневрами даже не из спортивного интереса. Если такого права нет, варианты возможны. В РЖД, например, оценивают вероятность либерализации перевозочного рынка в 5–20%. В каждом из секторов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Русская рулетка на автодорогах

Русская рулетка на автодорогах
Читал блоги про российские дороги. И вот что написал один из дальнобойщиков: «Это как русская рулетка: то ли доедешь, то ли умрешь». А другой водитель вывесил на лобовом стекле такую табличку: «С Богом – по любым дорогам». Подобный афоризм выглядит все-таки оптимистичнее. Хотя тоже не очень.
РЖД-Партнер

Отраслевая статистика: отчитаться так, чтобы не отчитали

Отраслевая статистика: отчитаться так, чтобы не отчитали
Вопрос о том, кому и зачем нужна отраслевая статистика, имеет очень простой ответ. Другое дело, что фактически этих ответов два: ведомствам и госмонополиям хорошие цифры нужны, чтобы отчитываться перед государством, а бизнесу – для того, чтобы иметь более-менее достоверную информацию. Поэтому первые частенько особо не стесняются устраивать чехарду из цифр, а вторые выкручиваются как могут, пытаясь не утонуть в бушующем статистическом море.
РЖД-Партнер

Мусор – это золото. Но не для всех

Мусор – это золото. Но не для всех
Кто бы думал, что такие страсти разгорятся из-за мусора! Все началось с того, что из-за протестов населения в Подмосковье закрыли несколько гигантских свалок мусора. А куда девать горы бытовых отходов из столицы?

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort