+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.10.2019 17:00:28
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Кассетная баталия: кто выигрывает и кто проигрывает?

История с кассетными подшипниками, которые с невероятным усилием стали вдруг проталкивать для внедрения на сети РЖД, заставляет испытывать смешанные эмоции. «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» – восклицал гоголевский персонаж. В конце концов, и стулья ломать можно, но тогда уж позвольте уточнить: кому это выгодно?
Сначала стулья прилетели регуляторам, в том числе в Минтранс, с глубокой обеспокоенностью обеспечением безопасности движения. Кассеты представлялись как панацея от многих бед.

Но нашлись противники. Они тоже взялись за стулья – точнее, за эпистолярный жанр: послание 14 крупнейших операторских компаний получили первый вице-премьер РФ Антон Силуанов, вице-премьеры Максим Акимов и Дмитрий Козак. Новшество, как выяснилось, с точки зрения операторов не имело экономических стимулов для ускоренного массового употребления.

Жалоба долетела и до секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева. Обиженной оказалась и Ассоциация производителей подшипников РФ. В ней обратили внимание, что основными выгодополучателями по стечению обстоятельств оказались именно зарубежные фирмы, имеющие свои структуры в РФ.

Осевой вопрос

Вначале кассетные подшипники настойчиво продвигали через Объединение производителей железнодорожной техники, в котором, понятно, должны выступать на стороне инноваций. Потом их поддержали в управлении вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». Вагонники полагали, что это обеспечит холдингу солидную экономию расходов. И такая забота тоже понятна.

Туманным выглядит другое. Почему вопрос не стали обсуждать открыто на площадках, где могли бы собраться все участники железнодорожного рынка – в Минтрансе и Минпромторге? Ведь вопрос не выглядит однозначным и требует комплексной оценки – с точки зрения поведения кассеты в составе тележки вагона и взаимодействия «рельс-колесо». С одной стороны, есть аргументы, что кассета снижает отцепки в ТОР. А с другой – такой вывод не подкреплен практикой: во-первых, новые тележки просто сами по себе надежнее старых, а во-вторых, есть разные направления перевозок и разные условия эксплуатации.

Например, один знакомый осмотрщик вагонов рассказывал, что жарким летом кассеты имеют склонность сильно нагреваться. И проход через автоматические средства контроля может выдать данные о их неисправности – иными словами, срабатывает датчик контроля температуры и вагон отправляют в отцепку. Ну вот как относиться к подобным фактам? Не верите? Не знаете? Но это же не значит, что все эти нюансы следует игнорировать.

Должна быть просто какая-то логика и последовательность действий. То в России кричат об импортозамещении и поддержке отечественных предприятий. А то вдруг принимают решения, которые ставят железнодорожный рынок в зависимость от американских и немецких технологий.

Обсуждение перспектив их использования вызвало неоднозначные оценки в Минске. Причем Россия неожиданно для железнодорожных администраций других стран Содружества взяла на себя добровольные ограничения по использованию типов подшипников, имеющих широкое хождение на рынке. И тем самым повела себя как унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Причем публично.

Загадочная клиентоориентированность

Никто не говорит, что внедрение кассетных подшипников не стоит поддерживать или не следует создавать условия для глубокой локализации зарубежных технологий на российском рынке. Однако продвижение инноваций на рынке все-таки должно идти рыночным путем. А в данном случае конфликт разросся как раз из-за того, что в ОАО «РЖД» (при безусловной поддержке Минтранса) решили скорректировать естественное течение событий с помощью административных рычагов.

И нашла коса на камень. Даже те операторы, которые традиционно проявляли покладистость, показали характер. И каждая из противоборствующих сторон стала искать влиятельных защитников.

Возникает вопрос: для чего ОАО «РЖД» понадобилось подлить масла в огонь? На эту тему остается только строить догадки. Версий несколько. Но есть и такая: у монополии образуются выпадающие доходы, и она ищет способы их пополнить. Но сначала клиент должен созреть для того, что ему придется раскошелиться.

Кассеты в этом смысле – хорошая прокачка клиентов. А далее – на выходе проект закона Минтранса, в котором зашита дополнительная плата за промежуточные операции при отцепках в ТОР. Если клиентам и удастся отбиться от ускоренного перехода на кассеты, то им придется смириться с более частыми отцепками в ремонт – ведь без кассет на колесных осях вагоны-то не вполне надежные! Все это, естественно, обеспечит дополнительные поступления ОАО «РЖД», когда вагоны, признанные неисправными, будут помещать на отстой на путях необщего пользования, таскать взад и вперед за счет клиента.

И это еще не все: внимательно следите за теми предложениями, которые сейчас поступают регуляторам, там масса подарков грузоотправителям – в виде и инвестиционных тарифов, и предложений подкрутить настройки тарифов Прейскуранта № 10-01…

Но вернемся к стульям – точнее, кассетным подшипникам. Как показывает опыт прошлых лет (в том числе в рамках индексации тарифов РЖД), чем больше давление на рынок, тем больше скандальных историй. Так может быть, мы все-таки будем открыто и спокойно обсуждать сложные вопросы с привлечением всей палитры заинтересованных лиц, а не пытаться кулуарно протаскивать малопрозрачные решения, чтобы воплотить в нормативные документы?
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions