+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.11.2021 17:00:10
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Игры в цифровых песочницах с беспилотными машинами

В Минтрансе недавно анонсировали проект запуска беспилотных грузовиков между Москвой и Санкт-Петербургом в 2022 году, а в 2030-м – между Европой и Азией. Информация об этом опубликована на официальном портале Минтранса. В проекте будут участвовать КамАЗ, «Почта России», ВТБ, а также X5 Group.
По мнению авторов проекта, автономные перевозки снизят количество ДТП на 8%, увеличат скорость доставки грузов на 150% и снизят на 15% их стоимость. За масштабные коммерческие проекты в Минтрансе России планируют взяться после проведения тестового режима в 2024 году на трассе М-11. А далее еще грандиознее: речь идет об участках международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай, автодороги М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. Таким образом, до 2030 года около 20 тыс. км федеральных автодорог станут основой беспилотных логистических коридоров.

Проект соответствующего постановления на рассмотрение правительства планируется внести аж в конце 2021 года, чтобы он попал в список стратегических инициатив, направленных на цифровую трансформацию транспортной отрасли.

Стратегические инициативы

Российская средняя полоса известна своими туманами. К ним и в Москве, и в Северной столице России даже привыкли. Ездить в тумане по автотрассам не привыкать. И разглядеть детали, скрытые в тумане, которым окружены новые инвестпроекты, тоже своего рода умение выработалось. К слову, движение беспилотников по М-11 обещали открыть в 2019 году, потом в 2020-м, а теперь проект вновь перенесен. Конечно, удобно объяснить сдвиг сроков пандемией. Но как раз беспилотное движение – самое, на мой взгляд, «бесковидное» средство передвижения.

Но теперь уже наверняка, обещают чиновники... И здесь сразу возникает вопрос, который захотелось прояснить: почему проект запускает Минтранс, а не частные грузовые компании? Среди участников они, правда, фигурируют. Но где-то на втором плане – это «Деловые линии» и X5 Group. А в первых рядах выделяются Volvo и структуры с государственным участием – «Почта России», «ВТБ Инфраструктурный холдинг», «СберАвтоТех».

Правда, к ним присоседился еще и КамАЗ. Оно и понятно: его пилотные проекты беспилотных грузовиков постоянно пиарятся. Правда, их вывод в коммерческое русло откладывается. Так что позиция КамАЗа выглядит весьма туманной: российский автоконцерн все время что-то тестирует, а потом в очередной раз его представители добавляют сакраментально – дескать, беспилотные машины следует ждать «в ближайшее время». Однако когда именно – не уточняется. Как вариант – появляется известие о том, что испытывается программное обеспечение автомобиля, инженерами научно-технического центра компании вносятся изменения, – в общем, «машина дорабатывается».

С неменьшим успехом грузовые автомобили без водителей тестируют студенты МАДИ. Как знать, может, и они выведут свои беспилотники на дороги общего пользования наряду с отечественным автогигантом.

Пока известно, что КамАЗ выполнил тесты своего беспилотника на шахте «Листвяжная» в Кузбассе, затем провел вереницу автономных машин в условиях Арктики (правда, тут беспилотники следовали ведомыми за грузовиком, в котором все-таки присутствовал водитель). Также стало известно, что автопроизводитель запатентовал свой электрический безкабинный грузовик. Последние детище КамАЗа – автономная платформа «Одиссей», которую намечено использовать для перевозок комплектующих для собираемых на самом заводе машин. С другими заказчиками – туговато.

А вот у Volvo первый частный заказчик уже есть в наличии. Беспилотные платформы (тягачи без кабины водителя Volvo Trucks – Vera) перевозят грузы в Гетеборге по дорогам общего пользования. Точнее, организованы шаттлы с контейнерами между логистическим центром и погрузочной площадкой морского порта Гетеборга. Это совместный проект Volvo и транспортной компании DFDS.

Правда, если присмотреться к проекту повнимательнее, и здесь кое-какие детали искусно скрыты от глаз обывателей в тумане, который надо разгонять ветром здравого смыла. Суть в том, что платформа Vera со скоростью 40 км/ч двигается только по заранее прописанным маршрутам, в состав которых входит лишь небольшой отрезок пути с выездом на дорогу общего пользования. Тем не менее все автомобили в транспортной компании объединены в единую сеть, подключены к облачному сервису и контролируются операторами удаленно. Искусственный интеллект все-таки не сам по себе машины водит.

К тому же в Европе, как видим, частный бизнес вкладывается не только в привлечение парка беспилотников, но и в инфраструктуру для них. Цель тестов в данном случае – не апробировать какие-то системы, а добиться обеспечения «постоянного и непрерывного потока» грузоперевозок.

Про чудо-машины и семь особых схем для инноваций

Так что, судя по всему, на российскую М-11 первыми выедут беспилотные грузовики Volvo. Возможно, правда, что концепт уже проработан более тщательно, но детали скрываются, поскольку КамАЗ разрабатывает и бронегрузовики для спецназа с беспилотными системами. Так что можно надеяться, что к указанному российскими чиновниками периоду и отечественный производитель явит чудо – выведет на М-11 свой шедевр. Но пока что объявленные пилотные гражданские проекты позиционируются, если вникнуть в их детали, скорее, для челночных перевозок по заданным маршрутам. О том, насколько они приспособлены к поездкам по дорогам общего пользования, сообщается как-то туманно.

Для этого, к месту будь сказано, к чудо-машине следовало бы добавить не менее чудесную правовую базу. Чтобы было четко в законе прописано, как именно на той же М-11 надлежит обеспечить безопасность движения. Кто будет отвечать за ДТП на автодороге общего пользования, если кому-то не повезет столкнуться с беспилотником. Вопрос простой, но ответ на него – по-прежнему в тумане, как и то, в какой стадии сейчас находятся законотворческие разработки, хотя это, казалось бы, прямая обязанность любого министерства – прежде всего выпускать законодательные акты.

Желание получить из казны деньги понятно. Но вот на что именно их собираются потратить? Тут опять-таки – не очень прозрачно. Приходится догадываться.
Задумано, что на М-11 появятся некие хабы (грузовые терминалы для размещения беспилотников), между которыми и будет организовано движение грузовиков нового поколения. Очевидно, оно будет по выделенной полосе под контролем оператора. Также будет создан центр управления трафиком беспилотников. И выезд таких машин на участки с интенсивным движением в зоне крупных населенных пунктов не предполагается. При таком раскладе ясно ведь, что беспилотники, в отличие от прочих транспортных средств, в пробках стоять не станут. Поэтому и неудивительно, что их скорость доставки грузов увеличится – чуть ли не в 1,5 раза (если верить планам).
Иными словами, государство выделит средства на обустройство инфраструктуры беспилотников. На ней сначала опробуют почти готовые платформы Volvo. А потом произойдет импортозамещение. И появятся КамАЗы.

Каким же образом собираются провести такую затею на практике? Тут как раз все очень понятно: путем попадания в список нацпроектов со специальным правовым режимом для апробации новых технологий. В этом случае казенные средства позволят в определенных границах – территориальных, временных или для отдельных организаций – проверить технологии, чтобы потом безопасно распространить их на всю страну. Подобные схемы уже окрестили цифровыми песочницами. В них и будут играть с беспилотными машинами.

Сервис грузовых перевозок с использованием беспилотных большегрузных дронов уже внесен с января 2021 года в семь проектов цифровых песочниц. Среди них есть к транспортной сфере отнесено также беспилотное такси. В июле текущего года уже сообщалось о том, что беспилотные такси «Яндекса» появятся на дорогах Москвы уже в 2021 году. Но пока что год уже на исходе, а ничего подобного не видно…

Ну вот: только вроде бы вышли из тумана, как снова дымкой перспективу затянуло. Идеи-то есть хорошие. О том, что на дорогах благодаря беспилотникам будет меньше ДТП, не будет отклонений от маршрутов, посылки и письма та же «Почта России» сможет доставлять быстрее, безопаснее и качественнее. Но чем ближе к их практической реализации, тем больше они как-то уходят в непрозрачную пелену.

Пока что письмо из Москвы в Санкт-Петербург может идти до адресата, если его отправить почтой, больше недели. Доедет ли беспилотное колесо из Петербурга в Москву в 2024 году? Неизвестно. Лишь бы не застряло в своей цифровой песочнице. А там что-нибудь для кого-нибудь да прорисуется.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions