Сразу вспоминается, как 2 месяца назад анонимный клиент описал свое путешествие в вагончике с сюрпризом: «После отправки пассажиры были удивлены количеством безбилетников: вагон кишел тараканами! На призывы о помощи к спасению от божьих тварей к нам примчалась милая проводница с мелком, у которой он оказался по чистой случайности. Тараканы, конечно, были удивлены ее действиями, но атаку на пассажиров не прекратили». Уверен, друзья наши меньшие точно бы заглянули и на фуршет.
Претензии к санитарным условиям для РЖД не новость. Один из последних нашумевших случаев – массовое отравление детей из Сургута. Этим летом 60 воспитанников спортивной школы ехали из детского оздоровительного лагеря от станции Анапа до станции Екатеринбург-Пассажирский. После ужина в вагоне-ресторане дети почувствовали недомогание с признаками пищевого отравления. Им потребовалась медицинская помощь. «Это были макароны и гуляш. Макароны были прокисшие, были высохшие, такое ощущение было, что они были вчерашние. Ну и гуляш тоже такого сомнительного качества. Лично я со своим коллегой обнаружили хлеб с плесенью, мы предъявили поварам и управляющему, кто вот руководит вагоном-рестораном, предъявили, также эмоционально на них возмутились, после чего они быстренько весь этот хлеб убрали, заменили на свежие булочки в упаковке», – цитировали СМИ тренера по тхэквондо центра физического развития «Атлет» Эльвина Новрузова.
Казалось бы, надо исправлять причину, а не заметать следы. Но выходит, что усилить контроль над кухней оказалось сложнее, чем вывести из состава «ненужные» рестораны. Может быть, таким образом железные дороги пытаются сохранить кошелек пассажира нетронутым? В конце концов, «Доширак» у проводницы будет стоить в разы дешевле основного блюда в меню вагона-ресторана. Чтобы попробовать куриное филе, придется раскошелиться и заплатить 700 руб. А заварной чай обойдется еще в 300 целковых. Три-четыре обеда – и получится сэкономить на обратную дорогу, например из Краснодара до Москвы.
Гадать о причинах можно бесконечно. Похоже, с ними не определились и в холдинге. Глава компании Олег Белозеров отметил: «Мы хотим достигнуть просто питания или какие-то другие элементы? Коллеги мне обещали в ближайшее время подготовить сам подход, поскольку меняются времена…»
Осталось выяснить, кто же эти коллеги. Федеральная пассажирская компания (ФПК), от инициативы сразу же открестилась и не захотела прокомментировать данный вопрос по горячим следам. Однако вчера в прессе появились сообщения, что ФПК организовала новый сервис – доставку еды к поезду. «Уже сейчас пассажиры могут заказать к своему вагону пиццу, а скоро им станут доступны и другие блюда из различных сетей питания, существующих в России. Доставку блюд к поездам будут осуществлять собственные курьеры кафе и ресторанов, подключенных к сервису», – говорится в сообщении. (Кстати, подобная услуга была еще в 2014 г. введена в поездах Индии, где с санитарными нормами тоже не все в порядке. Например, пассажиров там могут
напоить водой из туалета. С помощью
специального приложения путешественник может оформить заказ на обед из популярного ресторана и уже на следующей станции курьер доставит его прямо к месту.
– Прим. ред.) Сможет ли пассажир дальнего поезда заказывать себе такое питание на любой станции и будут ли входить в него горячие блюда – неясно.
Кстати, о судьбе своих желудков пассажиры заволновались еще полгода назад. Видимо, о заявлении своего гендиректора Петра Иванова в пресс-службе ФПК уже забыли. По его словам, вагоны-рестораны – дорогое удовольствие. За такой вагон нужно платить как за инфраструктуру, но прибыли он не приносит. Следовательно, от них необходимо срочно отказаться. В пример П. Иванов привел ночные поезда: на таких направлениях питание пассажирам, как правило, не требуется. Не поддерживают РЖД ночное объедание, что тут поделать. А если позавтракать захочется – так ведь можно и заказать разогретые блинчики или армейскую кашу в пузырчатом пластике. Судя по вкусу такого завтрака, к пассажирам железнодорожники относятся, как и к своим любимым поездам: главное – закинуть какое-нибудь топливо, а вкус его уже не так важен. В конце концов, получая в очередной раз в «Сапсане» так называемый обед, с какой грустью вспоминаешь «Аврору» и ту самую солянку, в которой ложка вертикально стояла, да бифштекс, от запаха которого текли слюнки.
Впрочем, от запаха-то как раз не отказываются. Нам все обещают, что совсем скоро пробуждение будет сопровождаться ароматом свежесваренного кофе, а не грязных носков попутчика, которые и далее будут
свешиваться с каждой плацкартной (или, как принято сегодня говорить, некупейной полки. –
Прим. ред.), несмотря на обновленный дизайн. Технологию аромадизайна планируют поставить уже в 2023 году. Хорошо, конечно, что в аромате жареной курочки суточной давности из соседнего купе теперь появятся нотки парижского круассана или успокаивающие эфиры масла иланг-иланга, да только пассажиры пока не научились питаться святым духом. А значит, ФПК придется-таки подумать об альтернативах.
Возможно, квантовые технологии позволят холдингу моментально передавать заказы с мобильных телефонов голодающих в диспетчерскую службу бабушек с пирожками по примеру Индии? А доставлять обед будут дроном – сразу в окошко, чтобы не нарушать запрет на несанкционированную торговлю на железнодорожных платформах. Тогда и получится внедрить новые и инновационные формы приготовления блюд с уменьшением риска, как нам и пообещали.
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.