+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.03.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Драйвер для порта, или стратегии ситуативности

Сегодня мало кто вспоминает, как широко обсуждались в свое время поправки в актуализированную Транспортную стратегию РФ, или Стратегию развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. Все они рассматривали сценарные варианты развития, от негативного до самого оптимистичного, и все же не избежали одного из них, самого традиционного. Декларируя на всех уровнях важность перераспределения грузопотоков с наземного транспорта на морской и речной, чиновники-футурологи не смогли угадать те опасения, которые тревожат участников рынка морских перевозок.
Последние озвучили их в ходе опроса Минтранса по итогам работы в 2018 году. На вопрос, что помешало работе морского флота в 2018-м, респондентам было предложено несколько вариантов ответа:
– административные барьеры, избыточные, дополнительные, дублирующие требования национального законодательства, недостаточные защитные меры для российского флота в национальном законодательстве; 
– доступ к грузовой базе;
– конкурентные преимущества судов под иностранными флагами;
– ужесточение экологических требований к судоходству;
– отсутствие современных технологий.

Наибольшее число – 42% – участников отметили первый вариант. Избыточные требования морские перевозчики связывают с приказом Минтранса России № 463 2017 года «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним». Он увеличивает количество документов, требуемых морской администрацией при оформлении прихода судна в порт с 29 до 34, а при оформлении отхода судна – с 26 до 39. Притом что указанные требования прямо противоречат Конвенции об облегчении международного морского судоходства (Конвенции ФАЛ), требования которой обязательны для исполнения судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности. Избыточность администрирования признают и на самом верху. Как говорит помощник президента РФ Игорь Левитин: «Мы настолько усложнили требования к своим же судам, владельцам, требования к портовым сооружениям. Транспортная безопасность тоже добавила очень много сложных эпизодов, которые могли многие вопросы снять. Поэтому я считаю, что нам необходимо поработать с этим пунктом. Мы хотим делать все быстро и лучше, но не всегда получается». По мнению морских перевозчиков, не так быстро и лучше, как ожидалось, выходит и с цифровизацией отрасли. Около 18% респондентов уверены в том, что эффективной работе морского транспорта мешает отсутствие современных цифровых технологий, еще 15,6% – конкурентные преимущества судов под иностранными флагами. А отсутствие доступа к грузовой базе стало препятствием для работы еще 12,3% опрошенных. Впрочем, проблема здесь заключается не столько в отдельных нареканиях судо- и грузовладельцев, сколько в отсутствии понятной стратегии развития портовой отрасли. Инвесторам важно понять, куда двигаться дальше, на какие направления и объемы рассчитывать. Здесь будет полезным присмотреться к опыту порта Усть-Луга. Выросший, что называется, с чистого листа крупнейший порт на Балтике служит примером достаточно плодотворного взаимодействия в рамках ГЧП. Проект, по словам генерального директора компании Усть-Луга Виктории Федоровой, по сути, поставил точку в споре о том, что важнее – инвестиции или инфраструктура. 

«На примере нашего проекта могу сказать, что инфраструктура первична. Это подтвердила наша программа модернизации и развития магистральной инфраструктуры порта. Для того чтобы грузы пришли и развивалась торговля, нужно создать условия. У нас тот случай, когда порт строился в чистом поле и к нему была создана соответствующая инфраструктура», – отмечает она. Впрочем, вполне очевидно, что, кроме удобного расположения на пересечении логистических коридоров Запад – Восток и Север – Юг, удобных условий для инвесторов, достаточных глубин, хороших подходных каналов и ледовых условий, для развития необходимы если не точное прогнозирование грузовой базы, то как минимум возможность гибкого оперирования грузопотоками. Такая возможность в порту есть. Сегодняшняя номенклатура грузов экспортно ориентированной Усть-Луги – это образец того, что в настоящее время экспортируется нашей страной. Это достаточно живая номенклатура грузов, которая динамично развивается. Но если несколько лет назад в структуре грузооборота были задействованы специализированные терминалы, в частности автомобильный и контейнерный, то в настоящее время, с изменением номенклатуры грузов, эти терминалы энергично переориентировались. В настоящее время номенклатура грузов стремится в те сегменты, которые наиболее востребованы, а именно в сторону угля. «Хорошо это или плохо, но концептуально это несколько грустно, когда высокотехнологичные терминалы начинают грузить уголь. Это связано с тем, что инвестиции нужно отбивать, и если груз маржинален, то он и едет», – резюмируют портовики. Порт по-прежнему остается малопривлекательным для перевозчиков контейнерных грузов. И, с одной стороны, гибкий подход к переориентации терминалов позволил обеспечить загрузку и поступление налогов в адрес государства. Это, конечно же, плюс. Но, с другой стороны, в перевалке контейнерных грузов участвуют наиболее высокотехнологичные терминалы, способные обеспечить обработку контейнеров своевременно, эффективно, с минимальными трудозатратами. Но первоначальная ставка на контейнеризацию уступила ситуативным возможностям переориентироваться на перевалку более востребованного груза. Да и дело не просто в довлеющей над стивидорами конъюнктуре глобального спроса, а в том, что российской промышленности пока нечего массово предложить за периметром внешнего контура для формирования полноценных контейнерных потоков за рубеж. 

Стоит отметить, что увеличение объема экспорта конкурентоспособной промышленной продукции предусмотрено в рамках реализации федерального проекта «Промышленный экспорт» национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Однако и тут, так же, как и в оптимистичных сценариях различных стратегий-предшественниц, реальные механизмы развития экономики в нынешних условиях совсем не гарантируют автоматического выполнения разнообразных указов. Работу любой сложной системы, будь то экономика или отдельно взятый порт, можно сравнить с работой компьютера, который работает не только благодаря заранее предустановленным программам. Для обеспечения многофункциональности еще необходимы драйверы. В случае с необходимостью гармонизации портовой деятельности на стратегическом уровне ей, так же, как и компьютеру, необходимы понятные связи: необремененное избыточными запретами администрирование, единое цифровое пространство и ясная перспектива развития грузовой базы. В противном случае все заложенные в подобный компьютер программы так и будут лежать невостребованным грузом обманутых ожиданий.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions