+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2020 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Дойные автовладельцы

Некоторое время назад Минтранс обнародовал планы внедрения концепции «пользователь платит» по превращению всей сети автомобильных дорог в платные с 2025 года. В качестве компенсации чиновники предположили, что к 2035 году граждане смогут бесплатно пользоваться общественным транспортом. О том, что эти идеи не фикция и не забавный розыгрыш, говорит принятие Госдумой в третьем чтении 23 сентября закона о регулировании проекта по платным дорогам, где говорится, что сумма платежа за проезд будет утверждаться правительством, властями региона или местным самоуправлением в зависимости от категории дорог.
В настоящее время население России составляет 144,5 млн человек, а количество автомобилей на 1 января 2020 года – 52,8 млн, из которых 44,4 млн, или 84%, легковых. Нетрудно посчитать, что один легковой автомобиль приходится на 3,2 человека, то есть фактически сегодня каждая российская семья пользуется этим транспортным средством в личных целях.

А если так, то логика Минтранса предполагает, что автомобиль по-прежнему остается предметом роскоши, за который нужно приплатить, а не естественным средством регулирования жизненной среды гражданина РФ, благосостояние которого падает на протяжении последних 6 лет. Получается, что государственные мужи не способны обеспечить обществу поступательное и уверенное развитие за счет экономических механизмов и предлагают поддерживать на плаву государственный корабль за счет прохудившегося кармана сограждан.

Давайте посмотрим, за что сегодня платит автовладелец. Еще 20 лет назад ему приходилось платить НДС при покупке транспортного средства и топлива, а также налог на дороги, который оплачивался при ежегодном техническом осмотре в ГАИ. Форма взимания этого налога была несовершенна, допускала коррупционную составляющую, и ее было решено реформировать. Во всем мире принцип «пользователь платит» регулируется взиманием акцизов на топливо. Выплата такого акциза прямо пропорциональна количеству пройденных километров: больше проехал – больше заправился – больше заплатил. Еще в 2002 году тогдашний министр транспорта Семен Франк, анонсируя разработку акцизной системы в РФ, говорил, что она наиболее совершенна, но пока идет разработка и внедрение новой системы, правительство решило временно ввести транспортный налог, который рассчитывается из категории автомобиля и мощности двигателя. После введения акцизов он будет отменен, обещал министр.

С тех пор прошло без малого 20 лет. Система акцизов, внедренная в 2007–2008 гг., успешно работает. Доля акцизов регулярно растет и сегодня составляет около половины стоимости литра топлива. Но к этому «справедливому» налогу и налогу транспортному, который забыли отменить, прибавилось серьезное множество дополнительных прямых и косвенных налогов. Раз в несколько лет вместе с повышением акциза на бензин вводятся новые сборы с автомобилистов. Сегодня каждый автовладелец платит НДС, утилизационный сбор при покупке нового автомобиля, транспортный налог, акцизы на бензин, покупает полис ОСАГО (ставки на который все время растут), обязан проводить платное освидетельствование технического состояния машины. К этому нужно добавить плату за парковку (для жителей некоторых городов), за проезд по платным автодорогам, штрафы за нарушение ПДД.

А что автодороги? А автодороги в стране в целом находятся в неудовлетворительном состоянии. Согласно транспортной стратегии РФ, к 2035 году только планируется довести качество большинства из них до удовлетворительного. Заметим, что стратегия ничего не говорит о стоимости их строительства и содержания, которая в нашей стране парадоксальным образом остается самой дорогой в мире.

Минтранс говорит, что в качестве компенсации все 144,5 млн человек получат возможность бесплатного пользования общественным транспортом. Речь идет о городском общественном транспорте? Если так, то 26% населения России, которые живут в сельской местности, становятся гражданами второго сорта. Не секрет, что даже в европейской части страны велика доля населенных пунктов, где нет никакого общественного транспорта. Это значит, они должны будут платить за доступ к образованию, медицине или торговле или пересесть с машины на лошадь и передвигаться перелесками, а не проселками?

Вот еще вопрос: такси и пригородные электропоезда – это общественный транспорт? Или они останутся платными? А как быть тем, у кого поезд – единственная связь с миром? Ответов пока что нет.

Зато есть благие пожелания Минтранса: автовладельцам пересесть на экологические виды транспорта, самокаты и велосипеды. Странно, почему в рекомендациях не упомянуты санки, финки и лыжи? Ведь на подавляющей территории нашей страны зима 5–6 месяцев. При снеге и льде на самокатах не очень-то прокатишься, а на лыжах – в самый раз. Бросай бензин, вставай на лыжи!

У вопроса есть и еще одна сторона – позиция предприятий общественного транспорта. Есть подозрение, что они не очень обрадованы перспективой перехода под дотации властных органов. Может быть, в столицах возможна полноводная дотационная река. А что делать с местным самоуправлением? Способно оно будет содержать на своем балансе маршруты автотранспорта на своих территориях?
Сегодня городской пассажирский транспорт существует в конкурентной коммерческой среде и неплохо себя чувствует. Компании способны закупать новый парк, поддерживать машины в добротном состоянии, платить конкурентные зарплаты. Что будет с автопарками, которые переведут на полную дотацию? Работать придется по предзаказу, ответственность за исполнение перевозок будет нести чиновник в администрации, стимулов снижать издержки и повышать эффективность – почти никаких. Помнится, было уже такое в СССР. Почти бесплатно, на ржавых дребезжащих автобусах и трамваях пришлось покататься тем, кто старше 40 лет. Не случится ли при подобном подходе похожей ситуации?

Есть и совсем невероятный сценарий. Известно, что у нас в стране далекие перспективы не рассматривают дальше 2036 года. Бесплатный проезд обещают как раз к этому времени. А вдруг концепция изменится? Новые налоги введут, а льготы отменить забудут. Как это уже случилось с транспортным налогом.

К сожалению, вопросов больше, чем ответов. Существующая сегодня система, может быть, и несовершенна, но обеспечивает общественный консенсус. Предложения в стиле «пусть за все платит тот, у кого еще есть деньги, но нет ресурса не платить» его серьезным образом расшатывают. Может быть, Минтрансу вместо новых фискальных идей призадуматься над выполнением собственных программ по работе системы «Платон», выполнению весовых норм и снижению себестоимости дорожных работ? Там достаточно резервов, хватит на всех автовладельцев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions