+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.07.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Доход на акцию – полвагона или десять баскетбольных колец

В конце июня в правительстве вновь вернулись к обсуждению о форме выплаты дивидендов ОАО «РЖД» за 2018 год.
Речь идет о финансовых средствах в размере около 20 млрд руб. Еще в конце прошлого года правительство разрешило железнодорожникам расплачиваться со своим единственным акционером – государством – не деньгами, а имуществом. Несмотря на то, что против этого выступают Минфин и МЭР, железнодорожники уже приготовили свою долю дивидендов: здания, вагоны и даже будки для служебных собак. Окончательно точки над i должны быть расставлены на совещании у премьера Дмитрия Медведева.

Нет, конечно, всякому понятно, что любой крупной компании гораздо удобнее расплатиться с акционером не живыми деньгами, а имуществом. Тем более у ОАО «РЖД» его много. Причем, исходя из опубликованного перечня, подойдет не только недвижимость, но и самая что ни на есть «движимость». В перечне фигурируют баскетбольные щиты, люстры или будки для служебных собак. По данным СМИ, речь идет о объектах, построенных для Олимпийских игр в Сочи (грузовой двор «Сочинский» станции Веселое и главный распределительный центр игр в Сочи (1 млрд руб.)), зданиях, которые занимают полиция и прокуратура (около 7 млрд руб.), а также пассажирских вагонах на 12 млрд руб.
Это стало возможным после принятия 17 октября прошлого года правительственного постановления № 1231, которое предусматривало внесение изменений в Устав акционерного общества. Согласно ему, п. 56 Устава теперь звучит так: «Дивиденды выплачиваются обществом денежными средствами, за исключением случая, когда общее собрание акционеров примет решение о выплате дивидендов по обыкновенным акциям иным имуществом или иным имуществом и денежными средствами».

Такое постановление тем более приятно, что ОАО «РЖД» оказывается чуть ли не единственным из акционерных обществ, принадлежащих государству, которому разрешены такие вольности. Преференции принимаются на фоне ужесточения политики Минфина по отношению к другим крупнейшим госкорпорациям, от которых требуют обязательных выплат в бюджет в размере не менее 50% прибыли.

Странно, что подобные преференции в адрес ОАО «РЖД» не находят критиков в контрольных органах. Ведь упомянутое постановление правительства вступает в противоречие с Бюджетным кодексом РФ. Ст. 6 данного кодекса относит к доходам бюджета только денежные средства, а не вагоны или будки для служебных собак. А согласно ст. 51 указанного документа, неналоговые доходы госбюджета формируются в том числе и за счет доходов от использования государственного имущества. Если кто не знает, то 100% акций ОАО «РЖД» принадлежит государству.

Но до сих пор аргументы железнодорожников перевешивали требования закона. В прошлом году глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров доказывал, что обязанность выплачивать дивиденды по обычным акциям в денежной форме приведет к сокращению инвестпрограммы перевозчика и последующему невывозу около 300 млн т грузов. Согласно аргументам железнодорожников, выплаты государству по обычным акциям целесообразно и вовсе отменить, направив средства на инвестиции в инфраструктуру.

По итогам 2017 года ОАО «РЖД» выплатило акционерам 50% чистой прибыли, что составило 8,755 млрд руб., из которых 5 млн были выплатами по привилегированным акциям. В распоряжении компании было оставлено 44,97% прибыли, или 7,87 млрд руб., на которые уменьшились федеральные обязательства по финансированию инфраструктуры Российских железных дорог. Общая прибыль за 2017 год составила 17,5 млрд руб.

Несмотря на самое высокое одобрение, экономический блок правительства сопротивляется возможности выплачивать дивиденды в натуральной форме. Тем более что такая позиция опирается на букву закона. В случае появления исключений из правила где гарантия, что на такие же преференции не смогут претендовать другие казенные и частные предприятия?

Ведь платить в бюджет имуществом очень удобно. Можно пофантазировать на эту тему. «Газпром» может выплатить свою долю газом. Сбербанк – бонусами «Спасибо». Новороссийский морской порт бесплатно пару судов разгрузить/загрузить. ИП «Иванов», например, купил машину. Поездил, что-то не понравилось? Не беда. Можно пригнать ее в налоговую инспекцию и оставить ключи на вахте. Мол, зачтите в счет налогов. Или простой гражданин взял бланк декларации, посчитал, прикинул, собрал по дому ненужные вещи, или яблок нарвал в саду, или барашка с собой привел. И расплатился. Так можно и штрафы в ГИБДД оплачивать. А если речь идет об ОАО «РДЖ», то и услуги пассажирских и грузовых перевозок. Ты мне вагон – я тебе уголь. Или щебень. Или лимонад с консервами. Около пассажирских касс можно разместить лавки менял и оценщиков. Конечно, лавки нужно сделать современными, в фирменном стиле компании. С кондиционером и мягкими креслами. Приехал турист в столицу, поиздержался, отдал в секонд-хенд куртку или ботинки – и вот на полбилета уже насобирал. Остальное можно пустыми бутылками возместить. 

А какой толчок это даст развитию страны? Будут созданы новые рабочие места. Ведь для бартерных платежей понадобятся оценщики, кладовщики, экономисты, грузчики, сторожа. Получат толчок строительство складских помещений, производство оборудования, разработка программного обеспечения. И главное – это чисто отечественный лайфхак. Можно опыт экспортировать за границу. Из сырьевых платежей получится несырьевой экспорт технологий… Ведь все-таки в XXI веке живем. Не какое-нибудь темное прошлое.

Кстати, о прошлом. У нас сегодня любят критиковать 90-е годы XX века за их нестабильность. Но даже тогда, в темные девяностые, до такого не додумались. Во времена, когда бартер был чуть ли не основной экономической формой взаимодействия хозяйствующих субъектов, в бюджетную сферу его не допускали. Видимо, не было необходимого уровня развития.
Что же делать? По-моему, в эпоху товарно-денежных отношений все просто. Ведь любое имущество имеет денежный эквивалент. Если уж так нужно ОАО «РЖД» расплатиться с акционером зданиями и баскетбольными кольцами, то целесообразно оценить и продать это имущество по рыночной цене, а полученные денежные средства перечислить по назначению. И все будет на своих местах. Собака – в будке, мяч – в кольце, денежки – в бюджете.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions