+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.04.2020 17:00:10
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Дешевый бензин помножат на россиян

Правительство России запретило импорт дешевого бензина в условиях, когда в стране некуда девать собственный, более дорогой. Спрос на оптовые закупки заграничного бензина появился после мартовского падения цен на сырую нефть на мировых рынках, цена за бочку которой временами падала ниже $20. Рыночные котировки вступили в противоречие с планами развития российского ВВП, которые предполагают ежегодный рост акцизов на топливо, составляющих сегодня более половины розничной цены бензина.
Да, еще каких-то 15–20 лет назад РФ регулярно закупала бензин за границей. Правда, речь шла не о дешевом, а о более дорогом топливе. Это сегодня «Тесла» или «Тойота» работает на любом электричестве, а тогда владельцы «Майбахов» и «Феррари» боялись заливать в баки отечественный бензин. Поэтому в столицах появились автозаправки, которые предлагали произведенный в Европе 95-й и 98-й бензин по более высоким ценам для люксовых авто. Некоторые из сетей прижились и даже размножились в наших условиях. Правда, для этого пришлось переместить производство топлива под своим брендом на российские НПЗ, а из-за границы завозить только фирменные присадки.

Однако их судьба повторила судьбу одного абрикосового дерева, которое долго выращивал знакомый садовод под Петербургом. Поверив в глобальное потепление, он решил регулярно баловать себя абрикосами. Потепление действительно чувствовалось, но для абрикоса хватило недели 30-градусного мороза, чтобы засохнуть навсегда, несмотря на более мягкую в среднем зимнюю температуру. Так и иностранным автозаправочным сетям подорвал здоровье рожденный в недрах нашего правительства налоговый маневр в нефтяной отрасли. Большинство из них продали бизнес и франшизу российским коллегам и удалилось с отечественного рынка, бормоча устами своих топов что-то вроде «Год хэв мерси» или «Факинщит».

Сегодня арсенал этого импортного сленга перешел уже российским владельцам автозаправочных сетей. Таким мог быть их вероятный комментарий на итоги торгов 6 апреля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, когда при экспортных поставках бензин АИ-92 стоил 25,7 тыс. руб. за тонну, а при внутренних – 38,8 тыс. Причем, за импортом не нужно было бы далеко ходить. Им могла стать та же российская нефть, что сегодня продается в Белоруссию по $4 и которую по таким ценам гораздо выгоднее вернуть обратно в виде нефтепродуктов. Но этого не произойдет, предупредили в правительстве, подкрепив прогноз угрозой штрафов!

История вечно дорогого, по мнению автовладельцев, российского бензина, прошла у меня на глазах. Еще в 2002 году тогдашний министр транспорта РФ Сергей Франк, объявляя о появлении в стране транспортного налога, говорил, что это не очень справедливая, но вынужденная мера, необходимая для содержания автомобильных дорог. В ближайшее время, обещал министр, будет разработана более справедливая система акцизов на топливо и транспортный налог отменят. А платить за бензин будет больше то, кто больше ездит и больше пользуется автодорогами.
Внедрение системы акцизов произошло в 2007 году. Однако, транспортный налог так и не был отменен. Вопрос периодически поднимали политтехнологи и даже вкладывали его в уста президенту в 2012 и 2018 году, который во время предвыборных речей называл налог несправедливым и обещал даже отменить. Впрочем, отменять налоги у нас, да еще во время кризиса, власти пока что не научились, потому что сопутствующие экономические обстоятельства подсказывали, что их всегда будет не хватать.

Кроме того, российские регуляторы оказались в заложниках у собственных же законов. По сложившейся в стране системе мировые цены на нефть и нефтепродукты почти никак не могут влиять на розничную цену бензина внутри РФ. Налоговый маневр в сфере нефтедобычи, принятый в 2018 году, ввел возрастающие ставки налога на добычу полезных ископаемых на ближайшие 6 лет начиная с 2019-го. Как декларировалось его авторами, маневр должен сделать невыгодным экспорт сырой нефти и при этом повысить ее стоимость на внутреннем рынке. Кроме этого, акцизы на бензин также должны планово повышаться в каждом наступившем году. Снижение спроса на нефть и падение мировых цен никак не могут отменить фискальные ставки госрегуляторов, которые сверстаны исключительно в сторону повышения. В настоящее время, фискальная составляющая в цене на бензин, который вы платите при заправке автомобиля, составляет не менее 60% (есть и более высокие оценки).

Предложения ФАС 2018 года о введении гибкого акциза на бензин, привязанного к мировой цене на нефть, не нашли понимания в правительстве. Хотя именно такое решение было бы выгодным для внутреннего потребителя. Ведь при акцизах, привязанных к цене на нефть, стоимость бензина в рознице следовала бы за мировыми ценами с разницей в 1–2 месяца.

Кстати, такие акцизы или просто волевое решение кабмина о разовом снижении ставки акциза в период объявленных карантинных и антикризисных мероприятий могли бы стать примером прямых государственных дотаций населению и бизнесу, о недостатке которых сегодня так много говорят. Ведь повышение цен на бензин на 5%, по оценке агентства NefteGaz.ru, повышает индекс потребительских цен на 1%. Соответственно, при снижении бензиновых цен и логистических издержек автоперевозчиков, которые сегодня обеспечивают львиную долю внутреннего ритейла и агропромышленных перевозок, прямую выгоду получит все население. А самому правительству не придется распечатывать кубышку ФНБ и заниматься прямыми выплатами. Инъекции денег в экономику произойдут за счет налогового маневра и если не принесут доходов в бюджет, то по крайней мере станут хорошим пиаром, за который в наше время все готовы очень дорого платить.
С другой стороны, снижение цен на бензин может произойти в России по обстоятельствам, не зависящим от правительства. Снижение деловой активности, потребительского спроса и грузооборота автомобильного транспорта уже привело к снижению спроса на топливо. Необходимость повысить сбыт может привести к ценовым акциям (жаль, что не войнам) среди сетей АЗС для привлечения клиентов. Первый случай снижения цен уже зафиксирован в России. Якутская нефтяная компания «Саханефтегазсбыт» с 6 апреля на 1 рубль снизила отпускные цены на бензин и дизтопливо. Причиной снижения назвали снижение оптовых цен на нефть у поставщиков.

Не знаю, встретят ли эту новость одобрительно в Министерстве финансов? Я бы предложил им не сильно беспокоиться по поводу падения доходов бензина. Ведь недополученные через бензоколонку рубли вернутся в бюджет через НДС и прочие сборы, через сэкономленные рубли, потраченные благодарным населением.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions