+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.04.2020 17:00:10
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Дешевый бензин помножат на россиян

Правительство России запретило импорт дешевого бензина в условиях, когда в стране некуда девать собственный, более дорогой. Спрос на оптовые закупки заграничного бензина появился после мартовского падения цен на сырую нефть на мировых рынках, цена за бочку которой временами падала ниже $20. Рыночные котировки вступили в противоречие с планами развития российского ВВП, которые предполагают ежегодный рост акцизов на топливо, составляющих сегодня более половины розничной цены бензина.
Да, еще каких-то 15–20 лет назад РФ регулярно закупала бензин за границей. Правда, речь шла не о дешевом, а о более дорогом топливе. Это сегодня «Тесла» или «Тойота» работает на любом электричестве, а тогда владельцы «Майбахов» и «Феррари» боялись заливать в баки отечественный бензин. Поэтому в столицах появились автозаправки, которые предлагали произведенный в Европе 95-й и 98-й бензин по более высоким ценам для люксовых авто. Некоторые из сетей прижились и даже размножились в наших условиях. Правда, для этого пришлось переместить производство топлива под своим брендом на российские НПЗ, а из-за границы завозить только фирменные присадки.

Однако их судьба повторила судьбу одного абрикосового дерева, которое долго выращивал знакомый садовод под Петербургом. Поверив в глобальное потепление, он решил регулярно баловать себя абрикосами. Потепление действительно чувствовалось, но для абрикоса хватило недели 30-градусного мороза, чтобы засохнуть навсегда, несмотря на более мягкую в среднем зимнюю температуру. Так и иностранным автозаправочным сетям подорвал здоровье рожденный в недрах нашего правительства налоговый маневр в нефтяной отрасли. Большинство из них продали бизнес и франшизу российским коллегам и удалилось с отечественного рынка, бормоча устами своих топов что-то вроде «Год хэв мерси» или «Факинщит».

Сегодня арсенал этого импортного сленга перешел уже российским владельцам автозаправочных сетей. Таким мог быть их вероятный комментарий на итоги торгов 6 апреля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, когда при экспортных поставках бензин АИ-92 стоил 25,7 тыс. руб. за тонну, а при внутренних – 38,8 тыс. Причем, за импортом не нужно было бы далеко ходить. Им могла стать та же российская нефть, что сегодня продается в Белоруссию по $4 и которую по таким ценам гораздо выгоднее вернуть обратно в виде нефтепродуктов. Но этого не произойдет, предупредили в правительстве, подкрепив прогноз угрозой штрафов!

История вечно дорогого, по мнению автовладельцев, российского бензина, прошла у меня на глазах. Еще в 2002 году тогдашний министр транспорта РФ Сергей Франк, объявляя о появлении в стране транспортного налога, говорил, что это не очень справедливая, но вынужденная мера, необходимая для содержания автомобильных дорог. В ближайшее время, обещал министр, будет разработана более справедливая система акцизов на топливо и транспортный налог отменят. А платить за бензин будет больше то, кто больше ездит и больше пользуется автодорогами.
Внедрение системы акцизов произошло в 2007 году. Однако, транспортный налог так и не был отменен. Вопрос периодически поднимали политтехнологи и даже вкладывали его в уста президенту в 2012 и 2018 году, который во время предвыборных речей называл налог несправедливым и обещал даже отменить. Впрочем, отменять налоги у нас, да еще во время кризиса, власти пока что не научились, потому что сопутствующие экономические обстоятельства подсказывали, что их всегда будет не хватать.

Кроме того, российские регуляторы оказались в заложниках у собственных же законов. По сложившейся в стране системе мировые цены на нефть и нефтепродукты почти никак не могут влиять на розничную цену бензина внутри РФ. Налоговый маневр в сфере нефтедобычи, принятый в 2018 году, ввел возрастающие ставки налога на добычу полезных ископаемых на ближайшие 6 лет начиная с 2019-го. Как декларировалось его авторами, маневр должен сделать невыгодным экспорт сырой нефти и при этом повысить ее стоимость на внутреннем рынке. Кроме этого, акцизы на бензин также должны планово повышаться в каждом наступившем году. Снижение спроса на нефть и падение мировых цен никак не могут отменить фискальные ставки госрегуляторов, которые сверстаны исключительно в сторону повышения. В настоящее время, фискальная составляющая в цене на бензин, который вы платите при заправке автомобиля, составляет не менее 60% (есть и более высокие оценки).

Предложения ФАС 2018 года о введении гибкого акциза на бензин, привязанного к мировой цене на нефть, не нашли понимания в правительстве. Хотя именно такое решение было бы выгодным для внутреннего потребителя. Ведь при акцизах, привязанных к цене на нефть, стоимость бензина в рознице следовала бы за мировыми ценами с разницей в 1–2 месяца.

Кстати, такие акцизы или просто волевое решение кабмина о разовом снижении ставки акциза в период объявленных карантинных и антикризисных мероприятий могли бы стать примером прямых государственных дотаций населению и бизнесу, о недостатке которых сегодня так много говорят. Ведь повышение цен на бензин на 5%, по оценке агентства NefteGaz.ru, повышает индекс потребительских цен на 1%. Соответственно, при снижении бензиновых цен и логистических издержек автоперевозчиков, которые сегодня обеспечивают львиную долю внутреннего ритейла и агропромышленных перевозок, прямую выгоду получит все население. А самому правительству не придется распечатывать кубышку ФНБ и заниматься прямыми выплатами. Инъекции денег в экономику произойдут за счет налогового маневра и если не принесут доходов в бюджет, то по крайней мере станут хорошим пиаром, за который в наше время все готовы очень дорого платить.
С другой стороны, снижение цен на бензин может произойти в России по обстоятельствам, не зависящим от правительства. Снижение деловой активности, потребительского спроса и грузооборота автомобильного транспорта уже привело к снижению спроса на топливо. Необходимость повысить сбыт может привести к ценовым акциям (жаль, что не войнам) среди сетей АЗС для привлечения клиентов. Первый случай снижения цен уже зафиксирован в России. Якутская нефтяная компания «Саханефтегазсбыт» с 6 апреля на 1 рубль снизила отпускные цены на бензин и дизтопливо. Причиной снижения назвали снижение оптовых цен на нефть у поставщиков.

Не знаю, встретят ли эту новость одобрительно в Министерстве финансов? Я бы предложил им не сильно беспокоиться по поводу падения доходов бензина. Ведь недополученные через бензоколонку рубли вернутся в бюджет через НДС и прочие сборы, через сэкономленные рубли, потраченные благодарным населением.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions