Первое, что бросилось в глаза – новость в сети о том, что общественный транспорт США повально переходит на метан. Вот оно – американцы умеют считать деньги. Значит, выгодно. У нас что-то все обсуждают, а на Западе опять нечто полезное внедряют на практике.
Однако же, подумалось, не стоит спешить. Давайте все-таки будем ближе к экономике. И тут выясняется: природный газ в последнее время на бирже подорожал. Так что стоимость заправки им приблизилась к цене на бензин. А в Швеции, которая признана лидером по развитию метановых заправок, газ, оказывается, дороже 95-го бензина.
Вот и пойми этих шведов. Вот что любовь к природе с человеком делает. Оказывается, и американцами движет тоже не коммерческая выгода: они просто хотят, чтобы воздух в крупных городах стал чище. И полагают, что газ – то, что доктор прописал.
А обычного американца можно бесплатно накормить пирожками (или, точнее, гамбургерами со сладкой газировкой), но свою личную машину он переделывать под метан не станет. Во-первых, метан закачивается в баллон по давлением 200 атмосфер. И случись ДТП, машина может взлететь на воздух как от взрыва мощной бомбы. Рискованно.
Во-вторых, при сгорании 1 кг метана примерно равен 1 л бензина. Но чтобы разместить 1 кг газа, требуется гораздо больше места. Плюс вес баллонного оборудования и дополнительного оборудования. Получается, что вместо чего-то полезного в багажнике придется возить часть двигателя и заправку к нему. Неудобно.
Гораздо практичнее, со всех точек зрения, использовать гибридный автомобиль. Он и экологичен, и практичен. Стоит только дороговато. Но если уж очень любить природу, то это выглядит пустяком. Как тут можно скупердяйничать?
Правда, в России ситуация несколько иная. Метан у нас как минимум вдвое дешевле бензина, потому что для добывающих компаний это побочный продукт. Не знают они, куда его девать. Вот и агитируют транспортников переходить на газ. И будь Россия заселена скупердяями немцами, уже давно за переоборудованием машин на метан выстроилась бы очередь.
Но у нас население вечно сомневающееся. И многие полагают: если на Западе газ стоит, как бензин, то при более-менее развитом рынке газовых АЗС и достаточно большом количестве баллонных автомобилей у нас произойдет, скорее всего, то же самое. Придется любить природу, а не считать сэкономленные купюры в кошельке. Закон рынка: на что есть спрос – растет в цене.
Если бы все было без подвоха, то нефтяники давно бы установили оборудование, позволяющее перерабатывать метан в экологически чистое моторное топливо – этанол. В интернете можно найти описание прибора, с помощью которого можно самим газ превратить в заменитель бензина.
Но тут ведь вопрос сводится не к здравому смыслу, а к глобальным материям. Таким, как культ борьбы с потеплением климата, мода на альтернативные источники энергии, ажиотаж вокруг зеленой логистики, которые с каждым годом заставляют людей во всем мире отказываться от традиционного бензина в пользу чего-то большого и чистого.