+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.04.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

18 Антарктид, или доставка грузов точно в срок

Когда мой знакомый собрался увезти лишний домашний скарб на дачу, то первым делом, когда он договаривался о доставке, обсуждался вопрос, когда именно прибудет груз. Потому что его требовалось кому-то встретить. В логистике такой принцип организации доставки называется «точно в срок».
На бытовом уровне решить этот вопрос оказывается непросто – у транспортных компаний всегда находятся отговорки для оправдания опозданий. А когда речь идет о солидных расстояниях и организации поставок продукции, вопрос только усложняется. По своим размерам Россия велика.

Скажем, на ее территории можно разместить 18 Антарктид со всеми ее ледниками. Правда, холода у нас и так хватает. Давайте возьмем что-нибудь потеплее. Россия вмещает по площади 1,9 Сахары. То есть потребуется почти две такие вот бескрайние пустыни, чтобы полностью покрыть страну песками. А теперь возьмем планку побольше – космос. Вы знаете, что Россия больше Плутона? Да, в Россию поместится 1,02 Плутона. То есть страна займет всю эту планету и еще немного останется…

Все это, конечно, любопытно. Однако давайте спустимся с космических высот на землю. Точнее, на железнодорожные рельсы. Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект о смягчении санкций в отношении ОАО «РЖД» за нарушение сроков доставки грузов. Необходимые поправки для этого должны быть внесены в Устав железнодорожного транспорта РФ.

Как пояснил один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета нижней палаты по транспорту и строительству Владимир Афонский, сегодня ответственность железнодорожного перевозчика за просрочку доставки грузов, порожнего вагона, контейнера определена в размере 9% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, а максимальный размер ответственности составляет 100% платы за перевозку.

Иными словами, если перевозчик допустил просрочку доставки груза, то заказчик может предъявить свои требования к перевозчику в таком порядке: выставляет свои убытки и сверху – штраф в порядке ст. 100 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» в том размере, о котором говорят депутаты.

Согласно указанной статье, по вине перевозчика вагоны могут быть не в срок поданы под погрузку/выгрузку или на железнодорожные выставочные пути, а также с опозданием убраны с мест погрузки/выгрузки на путях необщего пользования, если эта операция осуществляется локомотивами перевозчика. Вагоны могут оказаться и в брошенных поездах на промежуточных и технических станциях – ждать осмотра, сортировки, подачи локомотива или локомотивной бригады.

Правда, в суде придется доказывать, что размер убытка обоснован, а просрочка произошла именно по вине перевозчика. Как показывает практика, с первым – очень сложно. А вот со вторым – как говорится, было бы желание и опытный юрист. Наличие задержки подачи вагонов обосновывается данными из заявок на подачу вагонов, накладных и АС ЭТРАН. Напомним, что документы, содержащие сведения о ключевых операциях с вагонами, по которым можно судить о просрочках, – двусторонние (подписываются не только работниками ОАО «РЖД», но и представителями клиента). Если клиент не подписывает соответствующую форму, то составляется акт общей формы и дальше можно начинать спор. Если все сделать грамотно, суд обычно становится на сторону клиента.

Убытки в конечном итоге у перевозчика накапливаются из-за просрочек весомые. Вот почему подобные тяжбы в ОАО «РЖД» воспринимают болезненно и ищут способы, как их оптимизировать. Один из них – усложнить процедуру фиксации момента начала задержки. Уловка состоит в том, что вагон, который остается на месте погрузки, оформляют как вывезенный к месту формирования состава. В первом случае вина за задержку лежит на перевозчике, а во втором окажется виноват клиент, которому еще и выставят счет за занятие вагоном путей общего пользования. Это если клиент подмахнет бумаги, не глядя, или заверит операцию о невыполненной уборке вагонов электронной подписью.

Второй способ – заставить клиента подписать договор о перевозке, в котором он соглашается на увеличенный срок доставки. Многие предприятия подписывают, потому что предпочитают не ссориться с железной дорогой. По этой же причине закрывают глаза и на просрочки по вине перевозчика. А если уже идут в суд, то, значит, настолько достало, что тут уже не до отношений. Важнее покрыть убыток. И с учетом сложившейся судебной практики для клиента весьма существенно, чтобы закон предусматривал вариант, при котором можно взыскать 100% оплаты.

Правда, подобная система противоречит прецедентам с другими видами транспорта. Например, с трампового морского перевозчика вообще очень сложно что-то взыскать – у него сплошь форс-мажор. Но железная дорога – все-таки не море.

Тем не менее, как выясняется, у нее в России есть свои обстоятельства неодолимой силы, которые и подтолкнули депутатов Госдумы войти в положение российского перевозчика. Оказывается, это железнодорожные операторы. Это стихия, как море. Если ранее под погрузку могли быть поданы любые имеющиеся на станции вагоны, находящиеся в собственности РЖД, то сейчас этому предшествует заключение договора между грузоотправителем и владельцем вагона. Иными словами, это требует подачи конкретного вагона, но при этом РЖД обеспечивают вывоз всего груза вне зависимости от того, прибыли порожние вагоны с просрочкой или нет.

Второй довод звучит еще удивительнее: оказывается, уменьшение штрафов следует рассматривать как своего рода пряник, который следует вручить ОАО «РЖД» за то, что в последние годы компания заметно улучшила качество и скорость доставки.

С учетом всех этих факторов предложено, чтобы перевозчик за день задержки выплачивал пени в размере 6% от суммы оплаты за перевозку, но не более 50%. При этом законопроект, разумеется, не отменяет права грузоотправителей, грузополучателей на качественную и своевременную доставку, так как не исключает ответственности перевозчика, а только выравнивает ее при внутренних железнодорожных перевозках с ответственностью при перевозках в международном сообщении, отмечают авторы в пояснительных материалах.

Правда, при этом умалчивается тот факт, что некоторые предприятия привязаны к сети РЖД. Просто другого способа вывезти свою продукцию у них нет. Что в таком случае выравнивать, не очень понятно. И еще менее объяснимо, как смягчение по штрафам стимулирует соблюдать сроки доставки грузов в дальнейшем. На этот счет повышенные обязательства монополия вроде как брать не обязана.На это, кстати, уже обратили внимание в своих отзывах на законопроект клиенты, указывая на особую роль для экономики страны, которую в РФ играют железные дороги.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions