+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.04.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

18 Антарктид, или доставка грузов точно в срок

Когда мой знакомый собрался увезти лишний домашний скарб на дачу, то первым делом, когда он договаривался о доставке, обсуждался вопрос, когда именно прибудет груз. Потому что его требовалось кому-то встретить. В логистике такой принцип организации доставки называется «точно в срок».
На бытовом уровне решить этот вопрос оказывается непросто – у транспортных компаний всегда находятся отговорки для оправдания опозданий. А когда речь идет о солидных расстояниях и организации поставок продукции, вопрос только усложняется. По своим размерам Россия велика.

Скажем, на ее территории можно разместить 18 Антарктид со всеми ее ледниками. Правда, холода у нас и так хватает. Давайте возьмем что-нибудь потеплее. Россия вмещает по площади 1,9 Сахары. То есть потребуется почти две такие вот бескрайние пустыни, чтобы полностью покрыть страну песками. А теперь возьмем планку побольше – космос. Вы знаете, что Россия больше Плутона? Да, в Россию поместится 1,02 Плутона. То есть страна займет всю эту планету и еще немного останется…

Все это, конечно, любопытно. Однако давайте спустимся с космических высот на землю. Точнее, на железнодорожные рельсы. Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект о смягчении санкций в отношении ОАО «РЖД» за нарушение сроков доставки грузов. Необходимые поправки для этого должны быть внесены в Устав железнодорожного транспорта РФ.

Как пояснил один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета нижней палаты по транспорту и строительству Владимир Афонский, сегодня ответственность железнодорожного перевозчика за просрочку доставки грузов, порожнего вагона, контейнера определена в размере 9% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, а максимальный размер ответственности составляет 100% платы за перевозку.

Иными словами, если перевозчик допустил просрочку доставки груза, то заказчик может предъявить свои требования к перевозчику в таком порядке: выставляет свои убытки и сверху – штраф в порядке ст. 100 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» в том размере, о котором говорят депутаты.

Согласно указанной статье, по вине перевозчика вагоны могут быть не в срок поданы под погрузку/выгрузку или на железнодорожные выставочные пути, а также с опозданием убраны с мест погрузки/выгрузки на путях необщего пользования, если эта операция осуществляется локомотивами перевозчика. Вагоны могут оказаться и в брошенных поездах на промежуточных и технических станциях – ждать осмотра, сортировки, подачи локомотива или локомотивной бригады.

Правда, в суде придется доказывать, что размер убытка обоснован, а просрочка произошла именно по вине перевозчика. Как показывает практика, с первым – очень сложно. А вот со вторым – как говорится, было бы желание и опытный юрист. Наличие задержки подачи вагонов обосновывается данными из заявок на подачу вагонов, накладных и АС ЭТРАН. Напомним, что документы, содержащие сведения о ключевых операциях с вагонами, по которым можно судить о просрочках, – двусторонние (подписываются не только работниками ОАО «РЖД», но и представителями клиента). Если клиент не подписывает соответствующую форму, то составляется акт общей формы и дальше можно начинать спор. Если все сделать грамотно, суд обычно становится на сторону клиента.

Убытки в конечном итоге у перевозчика накапливаются из-за просрочек весомые. Вот почему подобные тяжбы в ОАО «РЖД» воспринимают болезненно и ищут способы, как их оптимизировать. Один из них – усложнить процедуру фиксации момента начала задержки. Уловка состоит в том, что вагон, который остается на месте погрузки, оформляют как вывезенный к месту формирования состава. В первом случае вина за задержку лежит на перевозчике, а во втором окажется виноват клиент, которому еще и выставят счет за занятие вагоном путей общего пользования. Это если клиент подмахнет бумаги, не глядя, или заверит операцию о невыполненной уборке вагонов электронной подписью.

Второй способ – заставить клиента подписать договор о перевозке, в котором он соглашается на увеличенный срок доставки. Многие предприятия подписывают, потому что предпочитают не ссориться с железной дорогой. По этой же причине закрывают глаза и на просрочки по вине перевозчика. А если уже идут в суд, то, значит, настолько достало, что тут уже не до отношений. Важнее покрыть убыток. И с учетом сложившейся судебной практики для клиента весьма существенно, чтобы закон предусматривал вариант, при котором можно взыскать 100% оплаты.

Правда, подобная система противоречит прецедентам с другими видами транспорта. Например, с трампового морского перевозчика вообще очень сложно что-то взыскать – у него сплошь форс-мажор. Но железная дорога – все-таки не море.

Тем не менее, как выясняется, у нее в России есть свои обстоятельства неодолимой силы, которые и подтолкнули депутатов Госдумы войти в положение российского перевозчика. Оказывается, это железнодорожные операторы. Это стихия, как море. Если ранее под погрузку могли быть поданы любые имеющиеся на станции вагоны, находящиеся в собственности РЖД, то сейчас этому предшествует заключение договора между грузоотправителем и владельцем вагона. Иными словами, это требует подачи конкретного вагона, но при этом РЖД обеспечивают вывоз всего груза вне зависимости от того, прибыли порожние вагоны с просрочкой или нет.

Второй довод звучит еще удивительнее: оказывается, уменьшение штрафов следует рассматривать как своего рода пряник, который следует вручить ОАО «РЖД» за то, что в последние годы компания заметно улучшила качество и скорость доставки.

С учетом всех этих факторов предложено, чтобы перевозчик за день задержки выплачивал пени в размере 6% от суммы оплаты за перевозку, но не более 50%. При этом законопроект, разумеется, не отменяет права грузоотправителей, грузополучателей на качественную и своевременную доставку, так как не исключает ответственности перевозчика, а только выравнивает ее при внутренних железнодорожных перевозках с ответственностью при перевозках в международном сообщении, отмечают авторы в пояснительных материалах.

Правда, при этом умалчивается тот факт, что некоторые предприятия привязаны к сети РЖД. Просто другого способа вывезти свою продукцию у них нет. Что в таком случае выравнивать, не очень понятно. И еще менее объяснимо, как смягчение по штрафам стимулирует соблюдать сроки доставки грузов в дальнейшем. На этот счет повышенные обязательства монополия вроде как брать не обязана.На это, кстати, уже обратили внимание в своих отзывах на законопроект клиенты, указывая на особую роль для экономики страны, которую в РФ играют железные дороги.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions