• Ставка на полувагон
    2065
    -1.5 %
    руб./сут.
    апрель 2019
  • Индекс качества IV квартал 2018г. - 62 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.96 0 EUR ЦБ РФ 71.92 0
    BTC 5295.22 usd BTC 339158.84 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.02.2019 09:43:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в январе 2019 года

Погрузка на сети РЖД в январе 2019 года превысила 105,4 млн т (+1,6% к аналогичному месяцу прошлого года). Основными драйверами погрузки стали уголь, руда, минудобрения и лес.
Железнодорожная погрузка в январе 2019 года
Увеличились железнодорожные перевозки на экспорт через морские порты – до 26,8 млн т, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период 2018 года. В этом сегменте прирост был достигнут опять-таки за счет угля (+6,1%), руды (+23,8%) и леса (+4,9%). Однако к этим номенклатурам добавились еще и отправки на мировые рынки нефтегрузов (+5,1%) и бумаги (+7,5%). А вот внутренние перевозки, наоборот, ушли по большей части в отрицательную зону.

По данным участников рынка, январь мог обеспечить и лучшие показатели, но этому помешала снежная и морозная погода. На ряде направлений образовались заторы. В результате в январе пришлось ввести 17 конвенций (см. тексты телеграмм в адрес 75 дорог об ограничениях или запрете погрузки в электронных выпусках № 767–769 и печатной версии № 1–2 (331–332) журнала РЖД-Партнер Документы). Из общего количества 13 конвенций касались перевозок в направлении российских портов, остальные – погранпереходов (в основном в адрес Молдавии и Украины).
Основная причина увеличения конвенций – несвоевременная выгрузка вагонов операторами морских терминалов норм по выгрузке вагонов, отметил заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник управления движения ОАО «РЖД» Анатолий Кужель.

По данным ЦФТО, конвенции оказали заметное влияние на погрузку. Из-за них клиенты в январе 2019 года не смогли перевезти, по оценкам специалистов, 574 тыс. т грузов.

Уголь всему голова
Уголь в январе вновь пошел в рост: погрузка составила 32,9 млн т (+5,2%). Она могла быть и больше, но конвенции на вывоз этой номенклатуры были объявлены на всех основных направлениях – в том числе в адрес АО «Ростерминалуголь», АО «Находкинский МТП», АО «Торговый порт Посьет», АО «Восточный Порт», ПАО «Новороссийский МТП», АО «Туапсинский МТП».

Много брошенных поездов скопилось на Юге – в основном из-за непогоды, которая вызвала перебои с обработкой флота у причалов. В результате стивидоры обрабатывали только менее половины от заявленных объемов угля.
На Дальнем Востоке они столкнулись с нехваткой пропускной способности железнодорожных путей – как в зоне ответственности ОАО «РЖД», так и на путях необщего пользования. По словам стивидоров, в свою очередь, они не ожидали подобного наплыва угля в январе. А в Посьете, по данным группы «Мечел», именно в этот период взялись ремонтировать свой второй вагоноопрокидыватель.

Появились брошенные поезда и на Северо-Западе РФ. И тоже во многом из-за вагоноопрокидывателя. Его в декабре 2018 года в АО «Ростерминалуголь» заменили. В январе вагоноопрокидыватель должен был заработать в полную силу, но вместо этого наладка оборудования затянулась. А в итоге пришлось отставить от движения на путях ОЖД 31 поезд с углем и на дальних подходах к Усть-Луге – еще 21 поезд, рассказал начальник отдела информационного анализа и прогноза логистического центра Октябрьской дирекции по управлению движением Максим Фищук.
Забит углем оказался и Мурманск. В итоге в январе по пути к его причалам остановилось 42 поезда.

Простои полувагонов с углем на морозе увеличили риски подачи вагонов клиентам с коммерческими неисправностями: уголь спекался и примерзал к полу и стенкам. Это не порадовало других клиентов, которым такие вагоны подавали под погрузку. Соответственно, на очистку тратилось время, что снизило оборот подвижного состава.

Нефть и морозы
Нефтепродукты стали еще одной номенклатурой, на погрузку которой в январе 2018 года на сети вводили конвенции. Например, на Юге, как следует из телеграмм, цистернами с нефтепродуктами были забиты пути на подходе к Новороссийску и Туапсе, а мазутом – к Находке.

Это стало одной из причин того, что нефти и нефтепродуктов в январе перевезли 20,7 млн т (-0,1%). Морозы усугубили положение дел: из-за них прокачка на эстакадах замедлилась. А в АО «Усть-Луга Ойл» в январе не смогли принять все заявленные объемы темных нефтепродуктов, потому что не успели вовремя очистить пути от снега. И на подходах к терминалу застряло 47 поездов.

Другой причиной главный эксперт-аналитик отдела грузоперевозок ИПЕМ Дмитрий Нарежный назвал то, что с 1 января 2019 года в России начался завершающий этап налогового маневра в нефтяной отрасли, который вызвал в структуре погрузки снижение доли темных нефтепродуктов. По данным участников рынка, в январе также прозвенел тревожный сигнал, который свидетельствует о риске нехватки бензиновых цистерн под погрузку. А ведь светлые нефтепродукты могли смягчить спад. Тем более что их приток стимулировали понижающие коэффициенты к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01.

Из положительных факторов стоит отметить рост доли маршрутизации перевозок нефтепродуктов. В частности, Ростовским филиалом АО «ПГК» совместно с «РН-Трансом» увеличились перевозки нефтепродуктов от станции Сызрань в адрес порта Туапсе. Это помогло ускорить оборот и обеспечить растущие потребности клиентов в цистернах.

Положительный пул
На сети также отмечена небольшая прибавка в погрузке минудобрений – 5,3 млн т (+2,1%). В ИПЕМ ожидают, что динамика роста сохранится и в последующие месяцы 2019 года. Росту погрузки в том числе будет способствовать развитие производственных мощностей.

Положительная динамика также отмечена и в перевозках леса – 3,6 млн т (+6%). Этому способствует проводимая государством политика по стимулированию переработки древесины на территории РФ, что обеспечивает прибавку во внутреннем сообщении при сохранении благоприятной конъюнктуры по экспорту. Кроме того, как сообщил представитель компании-переработчика древесины, снежная зима способствует активному вывозу сырья с делянок заготовителями. Сыграл свою роль и активный вывоз круглого леса в Китай. По мнению вице-президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России (СЛЛР) Андрея Фролова, экономических резонов для снижения объемов его поставок в КНР сейчас нет.

Выросли на 17,9% перевозки контейнерных грузов – в основном за счет новых маршрутов. Так, например, 31 января в Калининград прибыл из китайского Даляня (через ст. Забайкальск) первый контейнерный поезд из 42 вагонов с полимерным сырьем, сообщил начальник отдела логистики калининградского предприятия Виктор Чумаченко. «Росту объемов по этой номенклатуре в том числе способствовало продление на 2019 год понижающего коэффициента 0,928 на экспорт контейнеров через погранпереходы Забайкальск и Наушки», – отметил представитель ЦФТО.

Выросли перевозки кокса (+9,1%) и сохранились на высоком уровне темпы роста погрузки железной руды (+7,5%), что указывает на краткосрочную паузу сегменте отправки по сети РЖД черных металлов и в дальнейшем. Меткомбинаты в настоящее время, по-видимому, балансируют спрос и предложение на рынках. На это же указывают и представители трейдеров. Поэтому январь несколько охладил динамику погрузки черных металлов. Тем не менее она осталась положительной (+0,1%).

Как поднять тех, кто ушел вниз?
Вместе с тем целый ряд номенклатур потянул погрузку вниз. Это, в частности, лом черных металлов (-10,5%), цемент (-7,5%), стройматериалы (-5,1%), химикаты и сода (-5%), цветная руда и серное сырье (-4,4%).

Особо стоит выделить спад в погрузке зерна (-8,5%). Многие участники перевозочного процесса отмечали, что существующий парк грузовых вагонов не позволяет обеспечить вывоз зерна в полном объеме. Это вынуждало грузоотправителей искать альтернативные способы транспортировки. Например, в этом году АО «ФГК» предложила клиентам перевозить зерно в полувагонах с использованием мягких вкладышей.

В ряде случаев грузоотправители переключились на автотранспорт. Причем текущие цены у автоперевозчиков низкими назвать нельзя – они просто вернулись к уровню умеренного спроса, который существовал на рынке до вывоза рекордного урожая 2017 года.

Но те клиенты, кто не захотел перейти на автотранспорт, стали инвестировать в подвижной состав. В частности, экспортер ТД «РИФ» недавно приобрел в лизинг 1,5 тыс. хопперов. Таким образом, ситуация в январе – это в какой-то мере следствие неравномерности отправок зерна на внешние рынки.

В ОАО «РЖД» планируют в I квартале 2019 года встретиться с грузоотправителями и обсудить меры по увеличению погрузки зерна, сообщил в конце января заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. В частности, по его словам, речь идет о возможности использования различных типов подвижного состава для перевозки зерна, установки мини-элеваторов на грузовых дворах и укрупнения партий от небольших грузоотправителей. Это поможет использовать сервис «Грузовой экспресс», чтобы ускорить оборот вагонов и тем самым смягчить дефицит зерновозов. Такой механизм, кстати, уже проработан для маршрута с лесными грузами из Удмуртии в Китай.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в марте 2019 года

Железнодорожная погрузка в марте 2019 года
В феврале – марте 2019 года погрузка выросла до 318,7 млн т, что на 0,7% больше, чем за аналогичный период 2018-го.
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в феврале 2019 года: часть 2

Железнодорожная погрузка в феврале 2019 года: часть 2
В феврале 2019 года погрузка на сети ОАО «РЖД» под влиянием обстоятельств дрогнула, но устояла: в целом динамика сохранилась положительной.
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в феврале 2019 года: часть 1

Железнодорожная погрузка в феврале 2019 года: часть 1
В целом погрузка на сети РЖД за февраль текущего года осталась примерно на том же уровне, что и за аналогичный период 2018-го: она составила 100 млн т, что всего на 0,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort