+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.11.2018 10:33:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в октябре 2018 года: часть 2

В середине осени не все номенклатуры порадовали динамикой погрузки. Ряд видов грузов, ранее игравших роль драйверов погрузки, начал тормозить. А некоторые номенклатуры сеть РЖД продолжила терять как прежде.
Металлы сбавили обороты

Сводный итог по перевозкам черных металлов выглядит неплохо.

По итогам 10 месяцев 2018 года погрузка превысила 65 млн т (+8,8%). И по итогам этого улучшили свои показатели по производству металлургической продукции практически все основные игроки. Это связано с существенным ростом производства по всем основным видам продукции, отметил генеральный директор УК «Металлоинвест» Андрей Варичев.

Основной прирост ранее обеспечили внутренние перевозки: он составил 15% (60% от общего объема перевозок). В экспортном направлении объем перевозок увеличился на 12%. Как отметила начальник отдела оперативного маркетинга департамента логистики и планирования АО «ПГК» Екатерина Агапова, значительная часть экспортной погрузки пришлась на две страны – Турцию и Италию.

Однако осень начала портить достигнутые результаты.

В сентябре в погрузке металлов был достигнут довольно слабый прирост, а в октябре погрузка и вовсе ушла в отрицательную динамику: спад зафиксирован на уровне 0,6%. Это, правда, совсем немного. И меньше, чем мог быть провал, который спрогнозировали некоторые металлотрейдеры. И тем не менее прозвучал тревожный сигнал.

Звонок указывает на последствия ухудшения на железнодорожную погрузку экспортной конъюнктуры на мировом рынке стали. Это можно назвать своего рода отголоском американо-китайской торговой войны.

«В Китае дешевеет листовой прокат, а местные металлургические компании становятся более уступчивыми в экспортных операциях. США, ЕС, Турция, Индия и другие страны отгораживаются от внешних поставщиков пошлинами и квотами. Такие страны как Алжир, Вьетнам, Египет, ОАЭ, Иран и Индонезия проводят активную политику импортозамещения и сами выступают в роли экспортеров стальной продукции, поэтому для российских компаний все более важным становится внутренний рынок», – отметила Е. Агапова.

Зерно истощило экспортный потенциал

Осенью 2018 года было отмечено снижение погрузки зерновых. На начало октября обнаружилось, что урожая в целом было собрано 100,4 млн т зерновых, что 19,2% меньше, чем за аналогичный период 2017-го.

Впрочем, уже в сентябре текущего года стало понятным, что экспортный ресурс российских аграриев небезграничен. Кроме того, на объемах погрузки зерновых грузов на сети, как отметили в ОАО «РЖД», в сентябре – октябре текущего года негативно отразилось снижение экспортных цен на пшеницу – до $218 за 1 т (-6% к аналогичному периоду 2017 г.).

К этому необходимо добавить сужение коридора предоставления понижающего коэффициента к к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 на зерно при его вывозе из дальних регионов в сторону морских портов РФ. Однако темпы роста объемов погрузки зерна, заданные в январе – августе, позволяют рассчитывать на положительный результат по этой грузовой номенклатуре по итогам года в целом.

Погрузка зерна в сентябре 2018 года ушла в минус на 4,5% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а в октябре – почти на 10%.

Стройгрузы по-прежнему тормозят

Среди тех номенклатур, которые обернулись снижением погрузки, вновь оказались строительные грузы и цемент. По итогам за 10 месяцев погрузка песка и щебня упала до 106 млн т (-6,6%), а цемента – до 22 млн т (-6,7%).

С одной стороны, для этого имеются объективные факторы: девелоперы демонстрируют не лучшие результаты из-за снижения платежеспособного спроса на жилье и объекты коммерческой недвижимости. Однако в целом падение рынка не выходит за пределы 2%, что просто несопоставимо с отрицательной динамикой железнодорожной погрузки.

Кроме того, в ряде регионов отмечен рост объемов строительства автодорог. Объяснение этому имеется только одно: стройгрузы и цемент уходят на другие виды транспорта. Прежде всего – на автомобильный.

В частности, в 2018 году на долю предприятий «Евроцемент групп» пришлось около 33% всего отгруженного по железным дорогам цемента. Это значительно меньше, чем в прошлом году, когда доля заводов группы составляла 37%, и меньше, чем в позапрошлом году (38% соответственно).

Таким образом, доля железнодорожного транспорта в структуре погрузки цементного холдинга неуклонно снижается в течение 3 лет подряд. Причем динамика переключения погрузки на автомобильный транспорт за этот период только усилилась. Это происходит по мере роста фасовочных мощностей заводов и увеличения отгрузки в мешках.

Что касается других производителей цемента, то на рост железнодорожной погрузки на 30–52% продемонстрировали всего четыре завода, в диапазоне 8–19% этот показатель увеличился еще на шести заводах, но в основной массе предприятий за 10 месяцев 2018 года отмечен ее спад. Причем у десяти заводов он колебался в диапазоне от -19 до -67,5%.

Далеко не все предприятия испытывают сложности со сбытом. Основная причина – сложности с подачей вагонов под погрузку и рост цен на железнодорожные перевозки. Это касается и производителей щебня.

В частности, карьеры испытывают проблемы с тем, что не могут поднимать свои прейскуранты при отправке партий под строительство по госконтрактам: у дорожных строителей ставки зафиксированы на начало года, и они могут скорректировать их только на будущий сезон. Однако деньги на закупки щебенки при этом они получают из бюджета только весной. Автоперевозчики находят способы приспособиться к существующим реалиям рынка – в отличие от железных дорог.

Исключением из общего правила стала погрузка балласта для железных дорог. На протяжении всего текущего года этот показатель рос. За 10 месяцев 2018 года – на 17%. Связано это с масштабной программой развития Восточного полигона Транссиба и БАМа.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions