+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.11.2018 10:16:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в октябре 2018 года: часть 1

В целом погрузка за январь – октябрь текущего года составила 1,73 млрд т, что на 2,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А в октябре 2018-го она оказалась на уровне 108,4 млн т, что означает замедление темпов роста до минимального уровня – до +0,3% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Осень продолжает портить результаты работы ОАО «РЖД». И по итогам года ожидается уменьшение динамики погрузки (по прогнозам, до +2,2% к уровню 12 месяцев 2017 г.).
Вагоны чаще стоят на станциях

Если учесть, что грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии в октябре текущего года увеличился до 222,2 млрд т-км – на 3,2% к аналогичному периоду 2017-го, то можно сделать вывод об увеличении средней дальности рейсов. Это позволило ОАО «РЖД» получить дополнительные доходы, несмотря на замедление динамики погрузки.

Драйверами погрузки в октябре стали традиционные номенклатуры – уголь, руда и минудобрения. Новым фактором роста по осени стали нефтегрузы.

В октябре на сети удалось улучшить оборот вагона под грузовыми операциями, что указывает на рост эффективности управления парками железнодорожных операторов за счет оптимизации организации погрузки на путях необщего пользования. Причем за 9 месяцев текущего года оборот вагона под грузовыми операциями сократился примерно на 8,8%. Таким образом, за достаточно длительный период можно говорить о сложившейся устойчивой тенденции.

Вместе с тем оборот вагона на промежуточных и технических станциях, наоборот, увеличился. Фактически это означает, что вагоны дольше стояли на путях общего пользования под ответственностью перевозчика. За 9 месяцев 2018 года эти два показателя увеличились соответственно на 18,3 и 13,1%.

Ставка за вагон колеблется

По итогам последних месяцев в среднем по сети среднесуточная ставка операторов за вагон несколько снизилась по сравнению с концом весны. Однако в сентябре – октябре из-за локального дефицита вагонов наметился небольшой прирост цен.

Некоторые эксперты подозревают, что этому способствовали, с одной стороны, увеличение отцепок вагонов в ремонт, а с другой – появление на наиболее грузонапряженных участках брошенных поездов, что ухудшило возможности для подачи порожних вагонов под погрузку. Об этом, например, свидетельствуют опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте.

Если сравнивать октябрь текущего года с тем же месяцем прошлого года, то средняя ставка за вагон выросла, по оценкам грузовладельцев, в зависимости от направлений в диапазоне от +10 до +30%. Максимальные значения зафиксированы на спотовом рынке. В частности, динамика индекса ЭТП «Грузовые перевозки» за этот период составила +34%, что является своего рода индикатором для данных видов заказов на вагоны.

При этом индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520, по результатам сделок, совершенных на «Бирже вагонов» в октябре 2018 года, по сравнению с тем же месяцем 2017-го увеличился всего на 11,1%.

Это можно объяснить включением в динамику этого индекса вагонов на казахстанском направлении с достаточной умеренной ценой. В целом разброс двух индикаторов дает представление о волатильности рынка в зависимости от направления перевозок.

По данным начальника аналитического отдела ПАО «НПК ОВК» Лейсаны Коробейниковой, ставки аренды на типовые полувагоны в октябре выросли до 1,9 тыс. руб./сутки, профицит в данном сегменте по-прежнему отсутствует.

И это несмотря на то, что в сентябре реализация вагонов заводами СНГ составила 6,8 тыс. ед., что на 15% выше результатов сентября 2017 года (5,9 тыс. ед.). При этом списано было всего 2,4 тыс. вагонов. Полувагонов было реализовано 4,5 тыс. ед., что существенно превышает объем их списания (0,6 тыс. ед.).

Уголь – всему голова

Темпы роста погрузки угля в октябре 2018 года увеличились. Если по итогам 9 месяцев 2018-го его динамика составляла +5,1% к аналогичному периоду 2017-го, то по итогам 10 месяцев она поднялась до +5,5% к январю – октябрю прошлого года, т. е. рост составил 0,4 п. п.

Погрузка угля в октябре прибавила в оборотах в основном за счет экспорта на дальневосточном направлении. Здесь спрос на российский уголь стабильно растет. По словам заместителя министра энергетики России Анатолия Яновского, в текущем году экспорт энергетического угля составит 177 млн т, а динамика его роста останется положительной до 2030-го. И рост идет в основном за счет потребления странами АТР, а в перспективе – также рынка Марокко и Египта, где делают ставку на более дешевую угольную генерацию электроэнергии.

Подобные прогнозы заставили правительство РФ потребовать принять дополнительные меры по синхронизации инвестиций в железнодорожную инфраструктуру в рамках II этапа модернизации БАМа и Транссиба с активным развитием морских портов по перевалке угля на Дальнем Востоке РФ.

Действительно, сейчас на этом направлении стивидоры бьют рекорды. В частности, за 10 месяцев 2018 года АО «Восточный Порт» отгрузило более 20,4 млн т угля, что 5,9% превышает результат за аналогичный период 2017-го.

Более скромные результаты демонстрируют портовики Северо-Запада РФ. Тем не менее осенью грузопотоки прибавили в оборотах и на некоторых европейских маршрутах, в том числе в Германию и Польшу. Заметно усилился грузопоток в Литву.

Есть успехи и на других направлениях. В частности, отмечен рост транзита угля из Казахстана.

А вот во внутреннем сообщении погрузка угля демонстрирует неравномерную динамику. По данным ИПЕМ, в сентябре она увеличилась. А вот в октябре при подготовке к зимнему отопительному сезону этому вопросу ОАО «РЖД» пришлось уделить повышенное внимание в связи с отставанием фактической погрузки от согласованных заявок на перевозку угля в адрес предприятий ЖКХ. В целом на сети план выполнялся на 97,3%. Наибольшее отставание от заявок было отмечено на Красноярской железной дороге, где угольные компании не обеспечили своевременное предъявление груза надлежащего качества, что и вызвало задержки с отправками, отметили в ОАО «РЖД».

Нефть поднялась на понижающих коэффициентах

Погрузка нефти и нефтепродуктов заметно выросла в сентябре – октябре текущего года: в сентябре – на 0,7%, в октябре – на 2,8% больше, чем за аналогичный месяц прошлого года.

Рост перевозок произошел за счет увеличения экспортных отправок. Свою роль сыграло предоставление понижающих коэффициентов к действующим тарифам ОАО «РЖД» на ряде маршрутов. Одно из последних решений на эту тему – введение коэффициента в размере 0,75 на внутренние перевозки широкой фракции легких углеводородов в цистернах для сжиженных газов и в танк-контейнерах на полигоне, расположенном в границах Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог, а также на их порожний пробег цистерн на обратном пути. При отправках нефти с той же конечной станции во внутреннем сообщении был установлен понижающий коэффициент 0,979.

Лес ушел в рост

Положительную динамику продемонстрировали и другие номенклатуры.

В частности, погрузка лесных грузов за 10 месяцев 2018 года увеличилась на 4,6%. Октябрь несколько ускорил динамику погрузки по сравнению с сентябрем. Для сравнения, за 9 месяцев текущего года тот же показатель вырос на 4%. Таким образом, разница по итогам января – октября составила +0,6 п. п.

По данным представителя лесоперерабатывающей компании, увеличились внутренние перевозки круглого леса и соответственно изделий из него. Погрузка в экспортном направлении выросла незначительно, в основном в направлении Китая. Нарастили ввоз российского леса Казахстан и Япония. А вот Финляндия в последнее время стала сокращать импорт из РФ.

Положительная динамика погрузки связана с ростом заготовок леса и производства пиломатериалов хвойных пород, фанеры и обработки древесины. Ожидается, что в до конца года погрузка будет медленно расти. Это связано с повышенным спросом на лесопродукцию на внутреннем рынке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions