+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.12.2018 09:41:58
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в ноябре 2018 года: часть 2

В ноябре проявились тенденции, которые были характерными для предыдущего месяца. Однако появились и новые нюансы. Сохранятся ли они в будущем или угаснут вместе с годом, который уже подходит к завершению?
Инерция угля

Темпы роста погрузки угля в ноябре 2018 года немного замедлились. И все же суммарный итог за 11 месяцев остался на достаточно высоком уровне. Погрузка данной номенклатуры увеличилась до 342,8 млн т (+5,2% к январю – ноябрю 2017 г.). Это всего на 0,3 п. п. меньше, чем за 10 месяцев текущего года по сравнению с январем – октябрем прошлого года.

Ноябрь дал небольшой отскок назад, но это лишь компенсировало тот рывок вперед, который был в предыдущем месяце. Выдержать взятые темпы в дальнейшем оказалось сложно, в том числе из-за того, что из-за теплой погоды в конце осени РЖД активно вели ремонт. Окон подчас не хватало для пропуска поездов. Случались и задержки в пути.

Наибольшим спросом в перевозках угля опять-таки пользовалось Дальневосточное направление. По данным начальника аналитического отдела ПАО «НПК ОВК» Лейсаны Коробейниковой, рост экспорта был отмечен и на Северо-Западе РФ. При этом основное увеличение поставок было в Германию (в 7 раз выше уровня прошлого года) и Польшу (в 1,5 раза). Кроме того, в октябре существенно выросли отгрузки в Литву – прирост составил почти 400 тыс. т, тогда как в октябре прошлого года поставки были на низком уровне – около 30 тыс. т.

В целом мировая конъюнктура пока способствует росту погрузки угля на сети РЖД. Правда, на ближайшую перспективу тревожные известия поступили из КНР: по оценкам экспертов, поставки угля в Китай в декабре текущего года могут резко сократиться.

Однако следует иметь в виду, что, по данным статистики, импорт угля в Китай за 10 месяцев 2018-го вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11%.

На фоне замедления роста спроса на электроэнергию это привело к высокому уровню запасов, отметил эксперт по угольной промышленности аналитической компании Sublime China Чжан Минь. В таком случае в ближайшей перспективе Китай может просто взять паузу в закупках угля до конца года.

Нефть поднялась на скидках

Погрузка нефти и нефтепродуктов в ноябре выросла примерно в тех же пропорциях, что и октябре 2018 года. В целом по итогам 11 месяцев текущего года их погрузка увеличилась до 215,5 млн т (+0,6%).

Рост перевозок вновь произошел за счет увеличения экспортных отправок. И опять-таки свою роль сыграло предоставление понижающих коэффициентов к действующим тарифам ОАО «РЖД» на ряде маршрутов.

В целом, по данным ИЭРТ, на сети РЖД погрузка нефтепродуктов осуществляет неравномерно. Есть маршруты, на которых фиксируется спад. Однако имеются и такие ниши, которые обеспечивают в 2018 году устойчивый рост экспорта.

В частности, приведем только один пример – перевозки через российские морские порты. Суммарно в 2018 году через российские порты Северо-Запада переваливалось нефтегрузов меньше. 2/3 грузопотока на данном направлении на себя принимает на себя порт Усть-Луга. Но вот здесь как раз и более всего заметны потери. Снизил обороты и порт Высоцк.

Однако при этом наблюдался ощутимый рост перевалки нефтегрузов в Санкт-Петербурге. Данный факт указывает на то, что при определенных условиях железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов могут оказаться привлекательными для клиентов.

В частности, Петербургский нефтяной терминал совместно с железнодорожным оператором предложил выгодные условия, благодаря которым комплекс получил от ПАО «НК «Роснефть» крупный контракт. Он и обеспечил портовикам до конца 2019 года дополнительные объемы прокачки нефтепродуктов, произведенных на Рязанском, Ярославском, Мозырском и других НПЗ «Роснефти».

В ОАО «РЖД» внимательно анализируют подобные ниши и вместе с операторами разрабатывают меры, позволяющие привлечь на сеть дополнительные грузопотоки. И пока это удается, можно ожидать, что рост погрузки нефти и нефтепродуктов продолжится.

Лес ускорил рост

Положительную динамику продемонстрировали и другие номенклатуры.

В частности, погрузка лесных грузов за 11 месяцев 2018 года увеличилась до 41,9 млн т (+5,9%). Октябрь удивил высокой динамикой погрузки. А ноябрь еще более ускорил темпы роста за счет внутренних перевозки круглого леса и изделий из него.

Таким образом, в ноябре оправдались прогнозы, которые были сделаны в обзоре за предыдущий месяц. (Напомним, что в октябре говорилось об ожидании роста погрузки до конца года.)

Наметились устойчивые зоны роста – это Хабаровский край, где сегодня заготавливает свыше 40% дальневосточной древесины, половина из которой перерабатывается и отправляется потребителям. За последнее десятилетие в крае появилось несколько крупных перерабатывающих производств (заводы ООО «Азия Лес», RFP Group, ООО «Римбунан Хиджау МДФ», ООО СП «Аркаим»). Их технические возможности рассчитаны на переработку почти 4 млн куб. м леса, что создает устойчивую базу для ДВЖД.

По словам гендиректора ООО «Азия Лес» Александра Пудовкина, кластеру способствуют меры господдержки. Стимулом для развития стало и появление режима территории свободного порта. В Советско-Гаванском районе, где режим порто-франко введен летом 2018 года, уже зарегистрирован первый резидент – ООО «Гаваньлеспром» – с проектом по деревопереработке.

На Северо-Западе погрузку поддерживает устойчивый спрос на северную древесину. Дополнительные объемы дает лесопереработка. В частности, основными потребителями российских пеллет стали Дания, Бельгия, Швеция, Финляндия.

Металлы рвутся на экспорт

Кроме того, прибавку обеспечила железная и марганцевая руда – за 11 месяцев ее погружено 106,4 млн т (+5,7%), черные металлы – 71,2 млн т (+8,2%) и лом черных металлов – 14,8 млн т (+2,7%). Причина – предприятия наращивали выпуск руды, а меткомбинаты увеличивали производство готовых изделий.

Все это происходило в основном под влиянием внутреннего спроса, что и обусловило структуру железнодорожных перевозок. На сети выросли именно внутренние транспортировки продукции ГМК, а экспортные – наоборот, сократились.

Правда, ноябрьская прибавка была достигнута, в частности, благодаря экспорту. Это объясняет, кстати, почему в ноябре ассоциация «Русская сталь» снизила прогноз потребления стали в России в 2018 году, но объемы экспорта сохранила на уровне прошлого года. Этого можно достичь единственным образом – за счет восстановления экспорта в последние месяцы уходящего года.

Минудобрениям тесно внутри РФ

Остается добавить, что аналогичный тренд может быть достигнут и в сегменте минудобрений. За 11 месяцев их погрузка на сети РЖД увеличилась до 53,9 млн т (+3,8%). Ранее прибавка здесь также достигалась за счет внутренних маршрутов. Однако экспорт сократился.

Сейчас наметились ниши для восстановления экспорта. В частности, за счет Европы и выхода на рынок Африки, где растет спрос на сложные и комбинированные удобрения.

По данным «ФосАгро», мировой спрос на удобрения может увеличиться. Как считает председатель совета директоров ПАО «Акрон» Александр Попов, выпуск продукции российских предприятий растет благодаря их модернизации. В частности, «Акрон» вводит в строй новую установку, которая позволит нарастить выпуск аммиака и, соответственно, азотных удобрений.

Высокие цены на уголь, основное сырье для производства карбамида в Китае, вынуждают местных производителей держать цены выше $300 FOB, фокусируясь на внутреннем рынке. Это открывает в перспективе некоторые преимущества для российских поставщиков азотных удобрений на мировых рынках.

Как считают в Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), отмена 6%-ной ввозной пошлины на экологически чистый диаммонийфосфат российского производства в Аргентине создает благоприятные условия и для увеличения экспорта фосфорных удобрений из РФ. «Мы продолжим работу по отстаиванию наших интересов на европейском и азиатском рынках», – пообещал президент РАПУ Андрей Гурьев, намекая, что прорыва можно ожидать и на данных направлениях.

Это, в свою очередь, может привести и к корректировкам в структуре перевозок удобрений железнодорожным транспортом, если удастся восстановить утраченные ранее позиции на мировых рынках. При этом ожидается сохранение и достаточного внутреннего спроса на минудобрения.

В целом на сети РЖД прогнозы достаточно благоприятные.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions