• Ставка на полувагон
    2065
    -1.5 %
    руб./сут.
    апрель 2019
  • Индекс качества IV квартал 2018г. - 62 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.07 0.12 EUR ЦБ РФ 72.24 -0.12
    BTC 5286.16 usd BTC 338697.49 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.04.2019 09:37:35
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в марте 2019 года

В феврале – марте 2019 года погрузка выросла до 318,7 млн т, что на 0,7% больше, чем за аналогичный период 2018-го.
Железнодорожная погрузка в марте 2019 года
Напомним, что некоторый всплеск динамики погрузки отмечался в январе (+1,6% к тому же месяцу прошлого года), когда сработал эффект отложенного спроса по отправкам грузов в декабре.

Февраль показал весьма скромный результат: прирост составил всего 0,1%. Причем необходимо учитывать, что в ОАО «РЖД» стали учитывать в структуре сетевой погрузки грузовую базу Якутии, без этого показатель погрузки оказался бы на 0,1% меньше, чем в 2018 году, справедливо заметила заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО «НПК ОВК» Лейсана Коробейникова.

В феврале ОАО «РЖД» провело переговоры с якорными грузоотправителями о потенциале увеличения предъявления грузов к перевозке. Такие резервы, как свидетельствуют опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, имеются. Вопрос заключается в том, что вагоны требуются в нужное время в определенном месте. Однако их в ряде случаев там не оказывается. В итоге клиент и хотел бы отправить дополнительные партии грузов, но не имеет такой возможности.

По данным Л. Коробейниковой, отправители выразили готовность дополнительно выдать к транспортировке в феврале более 660 тыс. т готовой продукции (10,8 тыс. вагонов) при условии снижения ставки предоставления подвижного состава.

Клиенты намерены вести переговоры о понижающих коэффициентов к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01. Однако не все могут их получить. В итоге март обеспечил довольно скромную прибавку на уровне 0,5% к аналогичному периоду прошлого года. Всего было, по оценке ИПЕМ, отправлено 1,8 млн вагонов.

Аналитики ожидают замедленный рост

Это заставляет всерьез прислушаться к прогнозам ряда экспертов в сфере логистики и управления цепями поставок, которые утверждают, что текущем году не стоит ждать сохранения динамики погрузки на уровне прошлого года. Она может оказаться в пределах +0,1–1%, а грузооборота – +2,1–2,6% к 2018 году.

«Следует приготовиться к снижению реальных темпов роста рынка транспортно-экспедиционного обслуживания в целом», – считает партнер исследовательского агентства M.A.Research Людмила Симонова. По ее словам, основными факторами, под влиянием которых может складываться данная тенденция, являются низкие темпы роста ВВП, инвестиционного и потребительского спроса внутри РФ, замедление мировой экономики и торговли.

Особо отмечается усиление влияния на отечественную экономику санкций со стороны США и ЕС, последствия которых в текущем году могут ощутить на себе крупные банки и энергетический сектор. На поиск обходных маневров может потребоваться время. Подобные обстоятельства заставляют рынки сжиматься.

Уголь по-прежнему в цене

Одним из драйвером погрузки в I квартале 2019 года стал каменный уголь: его отправлено по сети РЖД 97,1 млн т (+2,3% к аналогичному периоду 2018 г.). Это больше, чем рост объемов добычи сырья: за тот же период его производство, по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, составило 108,09 млн т (+1,4% соответственно).

Таким образом, добытый уголь отправляли фактически с колес. Складские запасы держались минимальными. Значительные объемы угля уходили на внутренний рынок, но рост все-таки обеспечил экспорт. Через морские порты РФ угля было отправлено на 11,7% больше, чем за январь – март прошлого года.

В частности, 1 апреля станция Лужская установила рекорд выгрузки – 4059 вагонов в сутки. А в марте среднесуточная выгрузка на этой станции была выше уровня того же месяца прошлого года на 8%.

Правда, динамика погрузки каменного угля на различных железных дорогах оказалась неравномерной. Например, на Западно-Сибирской железной дороге его погрузили 60,4 млн т, что на 0,2% больше, чем за I квартал 2018 года. На Восточно-Сибирской магистрали эти показатели составили соответственно 7,3 млн т и -0,9%.

Как ожидается, в среднесрочной перспективе рост погрузки угля продолжится за счет увеличения экспорта. Об этом, в частности, сообщил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.

Нефть приросла на скидках

Другим драйвером стали нефтепродукты: их погружено 60,6 млн т (+0,8%). В частности, погрузка нефти и нефтепродуктов в цистернах выросла со станций Новая Еловка, Уяр, Итат на полигоне Красноярской железной дороги.

Во многом прибавке в объемах перевозок способствовало предоставление скидок к тарифам ОАО «РЖД» на целом ряде направлений. В основном удается привлечь на сеть дополнительные объемы нефтепродуктов.

«Бесконечно строить нефтепроводы никто не будет, хотя транспортировка по ним 1 т груза и обходится дешевле. Готовая продукция нефтяной отрасли все равно останется добычей железной дороги», – отметил профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Андрей Голубчик. В этом отношении стратегия, выбранная ОАО «РЖД» совместно с крупными операторами, представляется верной.

Начальник отдела организации перевозок наливных грузов Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Сергей Семенкин уточнил, что основная часть экспортных нефтяных грузов концентрируется на трех направлениях – Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорогах. Иными словами, нефтепродукты шли прежде всего на экспорт через морские порты. Через них данной номенклатуры в январе – марте 2019-го было перевалено на 6,5% больше, чем за тот же период прошлого года.

Руда в плюсе, металл в минусе

Грузы ГМК продемонстрировали разнонаправленный характер. Заметно выросла погрузка руды железной и марганцевой – до 29,3 млн т (+7,7%).

Это связано с благоприятной мировой конъюнктурой, благодаря чему через российские морские порты руды было отправлено на 23,1% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

Под влиянием мирового спроса ряд предприятий увеличил добычу руды. Например, наращивание производственных мощностей Яковлевского рудника и Лебединского горнообогатительного комбината обеспечило солидную прибавку в погрузке на Юго-Восточной железной дороге.

Однако погрузка черных металлов сократилась до 19,4 млн т (-1,7%). Это связано с неблагоприятной внешней конъюнктурой, которую металлурги постарались компенсировать за счет увеличения выручки от продаж на внутреннем рынке. В итоге это привело к заметному росту цен на металлоизделия.

Обычно это приводит к спаду на внутреннем рынке. Тем не менее в 2019 году ряд крупных игроков в России намерены ввести в строй дополнительные мощности по производству сортового и листового проката, трубной продукции и металлоизделий, что, по идее, может привести к росту железнодорожной погрузки.

Исключение составила погрузка лома. Как заявил директор Фонда развития трубной промышленности Игорь Малышев, нарастающий в последние годы недостаток лома как базового сырья для обеспечения загрузки электросталеплавильных мощностей вынуждает отечественные предприятия, использующие лом в своих производствах, поддерживать временное ограничение его экспорта из РФ в страны, не являющиеся членами ЕАЭС.

Такой запрет предложено ввести с лета текущего года. Сейчас ломозаготовители спешат вывезти сырье за рубеж. И погрузка лома черных металлов составила 2,8 млн т (+12,3%).

Скольжение вниз

Среди других номенклатур, способствовавших росту погрузки, – минудобрения (15,5 млн т, +1,4%), а также – цемент (4,6 млн т, +2,3%). Если минудобрения растут под влиянием внутреннего и внешнего спроса на эту продукцию, то увеличение погрузки цемента выглядит необычным. Ранее погрузка цемента снижалась. А сейчас, по-видимому, этот показатель достигнут на фоне низкой базы.

Ведь по минерально-строительным грузам I квартал не продемонстрировал ничего нового. Тенденция к спаду потребления щебня по железной дороге продолжается (27,2 млн т, -5,3%). Между тем в половине федеральных округов потребление щебня по сравнению с прошлым годом увеличилось. В частности, спрос на него увеличился в Северо-Кавказском ФО. Прирост зафиксирован в Центре и на Северо-Западе РФ. Тем не менее сеть РЖД продолжает терять эту номенклатуру.

В минус в январе – марте 2019 года ушел и целый ряд других номенклатур: лесные грузы (-3,2%), зерно (-15,4%), цветная руда (-3,1%), химикаты и сода (-3%), промышленное сырье и формовочные материалы (-4,8%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в декабре 2018 года

Железнодорожная погрузка в декабре 2018 года
С перевозками в декабре прошлого года на сети РЖД произошел определенный технический сбой в объемах погрузки. Однако уже в середине января 2019 года стало ясно, что кратковременный тренд был преодолен и погрузка вернулась к запланированной динамике роста.
РЖД-Партнер

В 2018 году рост транзита грузов через БЖД составил более 26%

В 2018 году рост транзита грузов через БЖД составил более 26%
По итогам 10 месяцев 2018 года рост транзита грузов через Белорусскую железную дорогу составил 26,1%, сообщил начальник дороги Владимир Морозов.
РЖД-Партнер

Руководство Дальневосточной железной дороги предложило стивидорам установить объективную величину перерабатывающих способностей в зимний период года

Руководство Дальневосточной железной дороги предложило стивидорам установить объективную величину перерабатывающих способностей в зимний период года
Нынешней зимой возник дисбаланс между растущим объемом погрузки в адрес портов Дальнего Востока и обеспечением выгрузки.

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
www.e-transport.ru
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort