+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.10.2018 16:59:53
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка на сети ОАО РЖД: итог за 9 месяцев, прогноз на октябрь-ноябрь 2018 года

Объем погрузки на сети ОАО «РЖД» за 9 месяцев 2018 года1 увеличился на 3,4% к аналогичному периоду 2017 года, до 982,2 млн т. Ожидается, что объем погрузки в октябре 2018 года сократится в пределах 1% к октябрю 2017 года, до 110,1 млн т. В ноябре прогнозируется рост на 1-2% по отношению к 2017 году, до 109,3 млн т.
УГОЛЬ

По итогам 9 месяцев 2018 года объем погрузки угля вырос на 5,2%, до 279,8 млн т. Внутренние перевозки прибавили 2,6%, до 125,6 млн т. Погрузка в экспортном направлении увеличилась на 7,3%, до 154,2 млн т, за счет роста потребления продукции в странах АТР и ЕС. В частности, в январе-сентябре этого года страны АТР увеличили российский импорт угля на 3,3%, до 91,8 млн т, страны ЕС – на 13%, до 43,9 млн т. При этом из стран ЕС 80% роста пришлось на две страны: Польшу (рост в 1,8 раз, до 10,4 млн т) и Германию (рост в 3,7 раз, до 5,2 млн т).

Положительная динамика связана с увеличением объемов добычи угля в России – +7,4% (по данным Госстата) к аналогичному периоду 2017 года. В частности, угольщики Кузбасса добыли 190 млн т «черного золота», прирост к уровню 2017 года составил 5,4%.

Ожидается, что объём погрузки угля в октябре вырастет ориентировочно на 6% по отношению к октябрю 2017 года, до 31,7 млн т, в ноябре – более чем на 1%, до 32,6 млн т, к аналогичному периоду 2017 года. Сдержанный рост связан с ограничением инфраструктуры.

ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ

В январе-сентябре 2018 года объем погрузки черных металлов на сети РЖД вырос на 13,7%, до 67,5 млн т. Основной прирост обеспечили внутренние перевозки (60% от общего объема перевозок) – +15,1%, до 40,4 млн т. В экспортном направлении объем перевозок увеличился на 11,6%, до 27,1 млн т. Более 60% погрузки пришлось на две страны: Турция (+31,9%, до 4,5 млн т) и Италия (+32,1%, до 2,8 млн т).

Рост показателей связан с возросшими объемами выпуска металлургической продукции. В частности, по данным Госстата, производство нелегированной стали в слитках в январе-сентябре 2018 года выросло на 3,5% к аналогичному периоду 2017 года, готового проката – на 2,5%. Объемы выпуска чугуна в России практически сопоставимы с уровнем прошлого года – 38,8 млн т.

В октябре ожидается сокращение объема погрузки черных металлов на 3% к октябрю 2017 года, до 6,9 млн т, в ноябре – сопоставимый с уровнем 2017 года объем – 6,7 млн т. Экспортная конъюнктура на мировом рынке стали ухудшается, американо-китайская торговая война начинает оказывать зримое влияние. В Китае дешевеет листовой прокат, а местные металлургические компании становятся более уступчивыми в экспортных операциях. США, ЕС, Турция, Индия и другие страны отгораживаются от внешних поставщиков пошлинами и квотами. Такие страны как Алжир, Вьетнам, Египет, ОАЭ, Иран и Индонезия проводят активную политику импортозамещения и сами выступают в роли экспортеров стальной продукции, поэтому для российских компаний все более важным становится внутренний рынок.

МИНЕРАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГРУЗЫ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки минерально-строительных грузов сократился на 2,7%, до 165 млн т. Почти весь объем грузился во внутреннем сообщении (98%): показатель снизился на 2,3%, до 161,3 млн т. В структуре общего грузопотока 68% грузов заняли три группы: камни природные строительные, балласт для железных дорог и цемент. Существенное падение наблюдается в сегменте камней природных строительных (-7,7%, до 64,7 млн т) и цемента (-7,2%, до 19,7 млн т). Объем погрузки балласта для железных дорог на протяжении всего года растет, за 9 месяцев 2018 года – +17,2%, до 28,1 млн т. Связано это с масштабной программой развития Восточного полигона Транссиба и БАМа.

Общее снижение в погрузке минерально-строительных грузов объясняется сокращением объемов ввода нового жилья. За 9 месяцев 2018 года введено 45,5 млн м2 общей площади жилых помещений, что ниже аналогичного периода 2017 года на 1,9%.

Ожидается, что объем погрузки минерально-строительных грузов в октябре 2018 года сократится более чем на 2%, до 19,8 млн т. В ноябре прогнозируется несущественный рост в пределах 1%, до 16,8 млн т. Помимо сложившейся негативной внутренней конъюнктуры рынка, спад объемов погрузки имеет сезонный характер.

РУДА

За январь-сентябрь 2018 года объем погрузки руды увеличился на 4,2%, до 102 млн т. Прирост во внутреннем сообщении составил 8,4%, до 87,8 млн т – возрос спрос на продукцию со стороны российских металлургических заводов. В экспортном направлении продолжается сокращение объемов погрузки – 16%, до 142 млн т. Более 81% от общего падения российского импорта пришлось на Китай и Польшу, суммарное сокращение по двум странам составило 2,2 млн т.

В целом на динамику погрузки повлияло увеличение объемов производства товарной железной руды в России на 0,5%, до 80,4 млн т. Основной прирост обеспечили Лебединский и Михайловский ГОКи (входят в Металлоинвест): +1%, до 30,2 млн т, Стойленский ГОК (входит в Группу НЛМК): +5,4%, до 13,5 млн т. ЕВРАЗ и ЕвроХим суммарно сократили производство на 5%, до 15,5 млн т.

Ожидается, что на фоне роста потребления руды на внутренним рынке, положительная динамика погрузки в ближайшие месяцы сохранится. В октябре прирост может составить 7%, до 9,3 млн т, в ноябре – 5%, до 9,2 млн т. Рост экспортного направления маловероятен, компаниям выгоднее экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью (металлопрокат).

ЛЕСНЫЕ ГРУЗЫ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки лесных грузов вырос на 7%, до 38,8 млн т. Внутренние перевозки увеличились на 14,4% за счет роста поставок круглых лесоматериалов, до 15,5 млн т. Погрузка в экспортном направлении приросла на 2,6%, до 23,3 млн т. Основной грузопоток по-прежнему идет в направлении Китая – 14,2 млн т, что сопоставимо с показателем 9 месяцев 2017 года. Казахстан, Азербайджан и Япония суммарно нарастили российский импорт лесных грузов на 26,2%, до 2,6 млн т. Финляндия продолжает сокращать импорт российских лесных грузов, за 9 месяцев этого года показатель снизился на 1,7%, до 2,6 млн т.

Положительная динамика связана с ростом производства лесо- и пиломатериалов хвойных пород, фанеры и обработки древесины. В частности, по данным Госстата, за 9 месяцев 2018 года объем производства лесоматериалов хвойных пород вырос на 1,3%, до 67 млн плотн. м3; пиломатериалов хвойных пород – на 2,9%, до 17,6 млн тыс. м3, фанеры – на 3,5%, до 3 млн м3.

Ожидается, что в октябре объем погрузки вырастет более чем 10%, до 4 млн т, в ноябре – на 14%, до 3,7 млн т. Это связано с высоким спросом на внутреннем рынке на лесную продукцию, преимущественно круглых лесоматериалов.

ЗЕРНО

За январь-сентябрь 2018 года объем погрузки зерна вырос на 36,8%, до 20,1 млн т. В экспортном направлении (более 60% от общего грузопотока) погрузка увеличилась на 60,4%, до 12,5 млн т. Почти половина отправок пришлась на Египет, четверть – на Бангладеш, Республику Беларусь и Монголию. Суммарно эти страны нарастили российский импорт в 5,6 раз, до 1,5 млн т. Рост во внутреннем сообщении за 9 месяцев 2018 года составил 10,4%, до 7,6 млн т.

Причиной столь стремительного роста является рекордный урожай 2017 года – 135,4 млн т. Однако в 2018 году эксперты ожидают урожай зерновых в России в пределах 108,3-110,3 млн т, что существенно ниже уровня 2017 года.

В связи с более низким урожаем в октябре ожидается падение объема погрузки в пределах 10%, до 2,3 млн т. Ноябрь прогнозируется со снижением к аналогичному периоду 2017 года на 6%, до 2,4 млн т.

ЦЕМЕНТ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки цемента сократился на 7,2%, до 19,7 млн т. Почти весь объем грузился во внутреннем сообщении – -6,8%, до 19,1 млн т. Доля экспорта в общем объеме погрузки составила менее 5%, показатель снизился на 19%, до 0,62 млн т.

На снижение показателей повлияло изменение рыночной конъюнктуры, падение потребительского спроса.

Ожидается, что в октябре объем погрузки цемента составит 2,5 млн т, что на 4,7% выше октября 2017 года. Прогноз ноября – сокращение показателя на 1,5%, до 1,76 млн т. На динамику оказывает влияние сезонные производства (сезон: апрель-сентябрь).

ХИМИЧЕСКИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки удобрений вырос на 3,7%, до 45 млн т. Внутренние перевозки увеличились на 6,1%, до 17,8 млн т. В экспортном направлении погружено 27,2 млн т, что на 2,1% выше показателя 2017 года. Китай и Украина существенно сократили объемы импорта – на 19,9%, до 8 млн т. Бразилия, Швейцария и США компенсировали это падение – рост российского импорта составил 34,6%, 10 млн т.

На положительную динамику повлиял рост выпуск минеральных удобрений в России. По материалам Федеральной службы государственной статистики, показатель вырос на 1,9% до 17,2 млн т. В частности, увеличилось производство азотных (+5,4%, до 7,9 млн т) и фосфорных удобрений (+2,5% до 3,0 млн т), аммиака (+16,6%, до 13,3 млн т).

По прогнозам, в октябре ожидается сокращение объема погрузки до 3%, до 4,8 млн т, а в ноябре – рост погрузки в пределах 3%, до 4,9 млн т. В целом, производство удобрений в России идет на новый рекорд. При сохранении подобных темпов может превысить результат 2017 года – 22,5 млн т. С ноября ожидается рост объема погрузки, мировой спрос стабильный, а котировки позволяют российским производителям выходить на внешние рынки.

НЕФТЕНАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки нефтеналивных грузов практически остался на уровне прошлого года. Внутренние перевозки выросли на 1,3%, до 98,3 млн т, в то время как экспорт сократился на 1,1%, до 68,1 млн т. Российский импорт существенно снизила Италия – на 21,8%, до 14,7 млн т (основные ввозимые грузы, сократившие объем: мазут и дизельное топливо). Однако экспорт мазута, бензина стабильного и дистиллята газового конденсата в сторону Нидерландов вырос на 11,3%, до 32,6 млн т. В общей структуре грузопотока произошло перераспределение: мазут нефтяной и каменноугольный сократился на 2,7%, до 42,3 млн т, дизельное топливо – на 6,44%, до 33 млн т; нефть сырая, бензин стабильный и керосин увеличили суммарно объем на 4,6%, до 34,9 млн т.

Более 40% объема погрузки нефтеналивных грузов на сети ОАО «РЖД» в этом году охватывают Роснефть и ЛУКОЙЛ. Роснефть за 9 месяцев 2018 года увеличила объем погрузки на 6,5%, до 49,8 млн т, тем временем ЛУКОЙЛ сократил объем погрузки на 12,8%, до 19,6 млн т. В частности, со станции Татьянка (Волгоградский НПЗ, ЛУКОЙЛ) в направлении станций Грушевая-экс и Новороссийск-экс объем погрузки сократился суммарно почти на 3 млн т из-за ввода в промышленную эксплуатацию магистрального нефтепродуктопровода проекта «Юг».

Нефтеналивные грузы 9 мес. 2018.png

Ожидается, что погрузка октября и ноября 2018 года останется на уровне аналогичных периодов 2017 года. Показатели добычи нефти и производства основных нефтепродуктов также соответствуют уровню 2017 года.

БУМАГА И КАРТОН

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки бумаги и картона вырос на 4,3%, до 3,4 млн т, за счет экспортного направления (64,3% в общем объеме погрузки). Экспорт в целом прибавил 81%, до 2,2 млн т, преимущественно за счет Китая (основной груз – бумага газетная). Во внутрироссийском сообщении объема погрузки сократился на 1,9%, до 1,2 млн т.

В целом позитивная динамика связана с ростом производства бумаги и картона: +3% по отношению к январю-сентябрю 2017 года, до 6,7 млн т (по данным Госстата).

Ожидается, что в октябре объемы погрузки сократятся в пределах 4%, до 0,37 млн т из-за падения спроса во внутрироссийском сообщении. В ноябре прогнозируется рост в пределах 6-7%, до 0,36 млн т, за счет роста спроса со стороны Китая.

САХАР

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки сократился на 9,3%, до 1,4 млн т. Грузопоток во внутреннем сообщении (80,6% от общего объема) снизился на 12,1%, до 1,1 млн т. Российский импорт продукции нарастили Казахстан и Узбекистан – в 2 раза, до 0,23 млн т.

Снижение общего показателя погрузки связано с сокращением производства сахара. Согласно прогнозу Союроссахара, по итогам сезона-2018/19 в России будет произведено 6 млн т сахара против 6,56 млн т в предыдущем маркетинговом году.

По прогнозам, погрузка в октябре и ноябре этого года сократится существенно – более чем на 10%, до 0,19 млн т и 0,18 млн т, соответственно.

СПРАВОЧНО – ПОГРУЗКА ПО КЛЮЧЕВЫМ РОДАМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА:

ПОЛУВАГОНЫ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки в полувагонах составил 558,8 млн т, что выше аналогичного периода 2017 года на 2,7%. Основные номенклатуры, показавшие наибольший прирост: уголь (+5%, до 279,3 млн т), руда (+6,2%, до 81,3 млн т) и черные металлы (+11,8%, до 52,3 млн т). Существенное падение по минерально-строительным грузам – 7,7%, до 96,6 млн т. Объем погрузки во внутрироссийском сообщении (около 63% от общего объема) вырос на 1,5%, до 351,7 млн т. Экспорт увеличился на 4,9%, до 207,1 млн т. В направлении стран АТР (более 50% грузопотока) прирост составил 2,4%, до 106,5 млн т, ЕС – 10,3%, до 59,2 млн т.

ПВ 9 мес 2018 г.png

Ожидается, что в октябре объем погрузки снизится на 2%, до 61,1 млн т, а в ноябре – вырастет на 2%, до 62,7 млн т.

КРЫТЫЕ ВАГОНЫ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки сократился на 3,4%, до 25,4 млн т. Падение обусловлено сокращением внутренних перевозок – 5,8%, до 15,9 млн т. Экспорт вырос на 0,8%, до 9,5 млн т. Существенную долю погрузки составили строительные (-4,1%, до 4,4 млн т), лесные грузы (-2,6%, до 3,2 млн т) и бумага, включая целлюлозу (-2%, до 2,5 млн т). Единственная группа груза, где наблюдался рост – зерно. Показатель вырос более чем в 2 раза, до 0,8 млн т.

КР 9 мес. 2018.png

Ожидается, что в октябре объем погрузки снизится на 5-6%, до 2,9 млн т, в ноябре – в пределах 3%, до 2,8 млн т.

ПЛАТФОРМЫ (КРОМЕ ФИТИНГОВЫХ)

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки на платформах (кроме фитинговых) вырос на 14,2%, до 33,7 млн т. Практически на четверть увеличилась погрузка во внутреннем сообщении, до 21,6 млн т, в экспортном – на 1,9%, до 12,1 млн т. Основу грузопотока составили две номенклатуры (около 90%): лесные грузы и черные металлы. Суммарный прирост достиг 13%, до 30,3 млн т. Среди лесных грузов выросли круглые лесоматериалы (+1,8%, до 15 млн т) и пиломатериалы (+18,6%, до 3,9 млн т), среди черных металлов – рельсы (на 53%, до 7 млн т).

В октябре и ноябре этого года ожидается прирост в пределах 10-13%, до 3,8 млн т и 3,4 млн т, соответственно.

Обзор подготовлен отделом оперативного маркетинга АО «Первая Грузовая Компания»

Для справки: АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) – крупнейший частный оператор железнодорожных перевозок в России. Компания предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов. В управлении ПГК – более 120 тыс. единиц подвижного состава, в том числе полувагоны, цистерны, платформы и вагоны иных типов. Региональная сеть Компании представлена филиалами в 14 городах России, а международная – в Казахстане и совместным предприятием в Финляндии.

ПГК формирует железнодорожный дивизион международной транспортной группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding). Помимо железнодорожных активов, Группа объединяет стивидорные компании на Северо-Западе и Юге страны и крупные российские судоходные активы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions